Эристические уловки. Софистика и сократовская диалектика

«Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога». Как по смыслу? Познакомься, это софизм из прошлого. Изрёк его философ Эвбулид. И пришло время присмотреться к софистике. Такое философское течение. Возникло оно в Древней Греции. А в основе – вот что. Истина как будто есть и в то же время её нет. Все ждут, что откроется истина? А нет.

И знание – предмет относительный. Нет никакой объективной истины. И, значит, если скажут, что — белое – это белое, а завтра воскликнут, что белое – это чёрное, то… При этом главное — привести доказательства, уметь умно и изворотливо вести обсуждения. Не травмировать фактами, а питательно врать. Чего уж.

Суть софистики? Вот же она. Следовательно, софизмы, маленькие «дочки» софистики — это рассуждения, умозаключения, умышленно выдаваемые за правильные. Истинные факты подменяются ложными доказательствами. Обосновать шоколадно, применить потрясающие речи. Заморочить голову? Ну, наверное.

Сплошь и рядом подмена значений, сознательные логические ошибки, витиеватые словесные уловки. То есть неверное логическое умозаключение, которое выглядит правильным, но зиждется на парадоксах логики. В пятом веке до нашей эры возникло философское течение софистика, а плодами его до сих пор пользуются.

В этой статье:

Сестра демагогииСофистыТак что там с истиной?

Где берет начало понятие «софистика»?

Софистика имеет Древнегреческое происхождение, буквально переводится, как «мудрость». Изначально считалось, что его применяли к музыкантам. Возникновение понятия относится к V веку до нашей эры в Афинах, позже оно распространилось по всей стране.

Когда в Греции управление аристократической страной сменилось рабовладельческой демократией, появилась острая необходимость в мудрецах, ораторах. Перед ними стояла сложная задача – влиять на настроение общественности с помощью слова: вдохновлять воинов, идущих на войну; делать интересной дружескую встречу с делегатами других государств; просвещать народ; организовывать праздники. Риторы должны были уметь убедить, доказать, объяснить, обладать дипломатичностью, знанием политических тонкостей, общим мировоззрением.

Тот период ознаменовался расцветом красноречия. Оратор должен был привлечь к себе внимание с помощью умения красиво излагать свои мысли, убеждения для того, чтобы выиграть судебный процесс, решить политическую дилемму.

Софистика, или софизм, представляет метод построения выводов, идущих в разрез с законами логики, не имеющих научного обоснования, доказуемости, но выдаваемых как истинные. Софистика использует сознательное нарушение логических цепочек, подмену, многозначность понятий, словесные ухищрения, чтобы ввести противника в заблуждение, взять над ним превосходство.

Причины софизмов

Принято выделять психологические причины софизмов, среди которых наиболее распространенными являются:

  • степень внушаемости;
  • эмоциональность;
  • интеллект человека.

Иными словами, если в разговоре участвует более подкованный человек, то ему стоит только завести своего оппонента в тупик, и тогда последний легко примет предложенную ему точку зрения. Человек, который неустойчив к аффективным реакциям, легко поддается своим чувствам и принимает софизмы за истинное утверждение. Подобные ситуации очень распространены, и в них очень часто попадают эмоциональные люди.

Выступая перед окружающими с софизмом, человек должен быть убедительным. Тогда у него будут больше шансов, что люди ему поверят. Именно на это и делается ставка, когда люди используют подобные приемы в споре. Но чтобы лучше понять, почему же люди прибегают к этому приему, необходимо подробнее познакомиться с ним, ведь нередко софизмы в логике очень часто остаются без внимания неподготовленного человека.

Интеллектуальные и аффективные причины

Хорошо подкованный человек, знакомый с основами софистики, всегда уделяет внимание тому, как и что он говорит, а также подмечает все аргументы собеседника, которые тот приводит в своей речи. Такие люди очень внимательны и не упустят ни одну мелочь

Они привыкли искать ответы на неизвестные вопросы, а не действовать по шаблонам. Вдобавок к этому они обладают большим словарным запасом, который позволяет максимально точно выражать свои мысли.

Не последнюю роль здесь играет и объем знаний. При правильном использовании софизмов в математике интеллектуально развитому человеку проще добиться победы в споре, чем малограмотному и неразвивающемуся.

Одной из причин поражения в споре может быть боязнь последствий, поэтому человек может очень быстро отказаться от своей первоначальной точки зрения, будучи не способен привести убедительные доводы.

Волевые

Когда два человека обсуждают свои точки зрения, они воздействуют на разум и чувства друг друга, а также на волю. Если человек уверен в себе и обладает таким ценным качеством, как напористость, то у него больше шансов отстоять свое мнение, даже если оно было сформулировано с нарушением логики. Наиболее эффективно применять этот прием против больших скоплений людей, которые подвержены эффекту толпы и не способны увидеть в речах человека софизм.

Оказавшись перед такими людьми, человеку не составит труда привести убедительные доказательства вне зависимости от того, что является предметом обсуждения. Но во время спора, в котором человек использует прием софизма, он должен быть очень активным. Публика, к которой он обращается, должна оставаться пассивной, поскольку такие люди легче всего подвергаются чужому влиянию.

Из этого можно сделать вывод: чтобы добиться необходимого результата при помощи софистских утверждений, каждая сторона, которая участвует в разговоре, должна вести себя особым образом. При этом качества каждой личности по отдельности влияют на исход обсуждаемого предмета.

Софизм – направление философской мысли

Софистика, как многогранность образа мысли, приобрела законченный вид в конце V века до нашей эры, став субъективно-идеалистическим философским направлением – софизмом. Сейчас софизм имеет совершенно другое понятие – интеллектуальное мошенничество. В античности его связывали с особой мудростью, умением передавать научные знания за деньги. Представители течения были отличными педагогами, первыми учеными, профессорами. Философы нарекли себя софистами. Их появление привело к зарождению софийской школы.

Род деятельности софийской школы

Впервые школы ораторского мастерства упоминаются в V веке в Сицилии. Но именно Афины стали публичной ареной просветительской деятельности софистов. Учение затронуло гносеологическую проблему философии. Адепты античной школы старались научить последователей с помощью доказательств, рассуждений опровергать выводы политических оппонентов. В этом стремлении они сталкивались с социально-политическими проблемами, ради разрешения которых занимались общими вопросами истинности и ложности. Из этого следует, что философия, представленная учением софистов, — важное направление мыслительной науки в целом.

Ведя разъездной образ жизни, софисты выступали перед всеми желающими обучиться красноречию. «Гастролировали» по городам, с помощью педагогической риторики объединяли различающиеся по возрасту, полу, социальному положению группы людей. Мудрецы внесли огромный вклад в развитие общества – взрастили понимание важности не только физического, духовного воспитания, но и умственного. Образование приобрело наивысшую ценность, получило последующее распространение. «Образованный человек уверен в себе, способен противостоять толпе, силен мыслью, оружие его — слово» таким девизом руководствовались мыслители.

Из-за «бродячего» образа жизни у софистов не было сложенной системы знаний. Рукописи не сохранились до нашего времени, изучать софиологию мы можем только на основании трудов философов позднего периода.

Софистика

Всем хорошо известна фраза «,человек есть мера всех вещей»,. Именно это предложение и отражает основную суть этой науки.

Софистика представляет собой научное философское направление, которое возникло в пятом веке в Греции. Отцом софистики считается Протагор.

Это учение явилось спасением для множества ораторов и возрастающего числа общественных дебатов и дискуссий. Софистика наделила людей многозначностью и новым логическим направлением.

Эта наука положила в основу относительность истины, которую можно оспорить при новом подходе к получению знаний. Она опирается на построение новых нетипичных связей и другое толкование предметов и явлений.

Софистика не приемлет абсолютных истин и готова каждую поставить под сомнение.

С одной стороны это направление имело практическую цель , подготовить искусных ораторов, которые сумели бы убеждать и организовывать народ в нужном ключе.

Бурное развитие этой школы связано с построением нового демократического общества в Греции и большой необходимости умелых глашатаев и ораторов для побуждения людей к определенным действиям.

Софисты имели практические занятия, практики и на выходе действительно становились яркими представителями своего дела. Это направление тесно переплеталось с риторикой, однако имело более определенное назначение.

Эти люди активно распространяли свое учение, путешествуя по городам. Постепенно сложилось «,старшее», поколение софистов, которое уже затрагивало более сложные проблемы государственности и религии.

В частности поднимался вопрос о существовании богов , ставилось под сомнение наличие Олимпа богов и критиковались основные стопы веры.

Софистика внесла большой вклад в развитие образование и обучения: ее представители активно распространяли знания и необходимость их получать. Можно сказать что благодаря им зародилось критическое мышление.

Основные положения этого направления:

  1. Попытка выйти за границы привычной логики.
  2. Многозначное понимание всех вещей.
  3. Критическое отношение к истинам, предложенным как нечто неоспоримое.
  4. Развитие многостороннего подхода к решению проблемы.
  5. Искусное использование логических доводов в определенном направлении.
  6. Развитие багажа знаний и интеллектуального опыта.
  7. Активное познание окружающего мира.
  8. Развитие красноречия и ораторского искусства.

Это учение активно подвергалось критике как во времена основателей, так и в недавние годы.

Наличие «,кривой», логики ставили под сомнение получившиеся выводы, а стремление подвергнуть критике и новому пересмотру уже доказанные явления и понятия наталкивало противников софистики на мысль о некомпетентности в оспариваемом вопросе.

На самом деле софисты обладали и обладают большим количеством знаний, но доля истины в этой критике имеется: зачастую информация использовалась в определенных целях и обрабатывалась для этого нужным образом.

При этом софисты во многом опирались на психологическое познание аудитории: какие аргументы и в какой форме будут воздействовать на слушателей.

Для женщин большое значение имеет обилие сравнений и чувственных характеристик и эмоциональная окраска, для мужчин множество фактов и цифр, а также логических связей, пусть и в новом свете.

То есть софистика включает в себя многие элементы психологии внушения и поведения. Современная критика опирается на недостаточное фактическое обоснование выводов софистов и характеризует эти принципы как болезненное мудрствование или умствование.

Это означает бездоказательные пространные рассуждения без конкретной доказательной базы. В эпоху доказательной медицины, экономики и складывании общества потребления такие методы могут показаться неэффективными для воздействия на большие массы людей.

На современном этапе это направление бурно развивается. Средства массовой информации активно пользуются приемами софистов. Также растет интерес к развитию ораторского мастерства и нюансов логического толкования этой древней школы.

Этот подход активно используется при ведении диалогов и переговоров, в политике и дипломатическом искусстве. То есть проблема алогичности решается человеческим фактором и особенностями восприятия.

Особенность мышления «старших софистов»

Софисты старшей группы изучали языки, занимались этическими, политическими, правовыми, государственными проблемами, абсолютизировали относительность знания, так как подвергали сомнению все имеющиеся ранее истины.

Идея изучения проблемы бытия у «старших» открылась в новом ракурсе — бытие не в себе, а для себя.

Они усомнились в существовании богов, полагая, что последние – объект человеческого воображения, подвергли критике религиозное верование. Софисты не отрицали обитателей Олимпа, только искали аргументы «за» и «против».

«Старших софистов» делят на три категории:

  • первые ораторы, уважающие правила морали, этики;
  • спорщики («эристы»), отстаивающие формальный аспект метода. Они утрировали содержание понятий, стирали моральный контекст, чем вызывали гнев общественности;
  • политики в софизме, сводившие идеологию учения к теоретизации аморализма.

Заметным представителем старших софистов выступал древний философ Протагор. Среди единомышленников мудрец обладал ярким философским мышлением. Будучи материалистом, рассуждал о материи, равнозначности бытия и небытия. Протагор считал:

  • человек является человеком, так как обладает характером, позиционирует собственное «я»;
  • бытие имеет сущность;
  • истина является феноменом сознания;
  • человек позиционирует смысл, как меру бытия.
  • человек есть мера всех вещей, каким он видит мир таким он и есть.

image

Протагор отрицает абсолютные истины, делая акцент на относительности. На взгляд мыслителя есть что-то более уместное, полезное. Мудрец – тот, кто признает относительную полезность, приемлемость; он способен убедить в этом других, воплотить уместность в жизнь.

Философ выдвинул идею демократического устройства общества, в котором свободные люди будут равны.

Протагор утверждал, что всякому мнению противопоставлено противоречащее мнение. Противоположность утверждений открыла понятие «философского диалога».

«Старший софист» учил, как слабым доводом побить сильный довод, используя благородные методы, утилизируя беззаконие, неправоту; показывал, как методично со слабым аргументом одержать победу.

Сократ был учеником Протагора. Философия мастера казалась ошибочной, поэтому Сократ и остальные софисты стали противниками в познании бытия. Софисты настаивали на преимуществе человека оценивать правду собственными ощущениями, отвергали абсолютную истину. Сократ доказывал, что фундаментом бытия является божественная сущность, поскольку только так можно изучить назначение человека в мире. Сократовский принцип доходчиво аргументирует нереализованность софийного отрицания истины, ее объективных, значимых качеств.

Следующим софистом старшей группы выступил Горгий. Его считают создателем риторики, этики ситуаций. По его мнению, один и тот же поступок одновременно и хороший, и плохой, в зависимости от того, к какому моменту относится. Горгий выделил три парадоксальных правила:

  • ничего не существует;
  • даже, если бы что-то существовало, люди не могли бы познать это;
  • но даже если бы познали, не смогли бы описать словами, объяснить другим.

Самым эрудированным, разносторонним софистом стал современник Протагора — Гиппий. Сила его слова заключалась в естественности, он умел увлечь слушателей. Мыслитель распространял среди масс сведения об истории, политике, генеалогии, математике, поэзии. Писал стихи, прозу, увлекался музыкой, был разносторонней личностью. Гиппий делал положительные выводы, разбогател на любимом деле.

Еще один философ-софист Продик занимался словесной семантикой, углубился в правильность речи. Мудрец противопоставил добродетель пороку, подталкивал выбирать между ними добро, как настоящую выгоду, истинную пользу.

Софизм — примеры

  • Трава зелёная. Трава растёт из земли. Значит земля зелёная;
  • Я еду в поезде. Поезд едет во Владивосток. Значит я еду во Владивосток;
  • Проезжать на красный свет является нарушением правил дорожного движения. Машины скорой помощи проезжают на красный свет. Таким образом, машины скорой помощи нарушают правила дорожного движения.

Естественно все мы знаем, что земля не зелёная, а только трава, так как содержит вещество хлорофилл (которое зелёного цвета). Он есть у травы для того, чтобы обеспечивать процесс фотосинтеза и превращать углекислый газ в кислород, и в это время трава получает энергию для своей жизни.

Фраза про поезд могла бы даже быть правдой. Однако далеко не факт, что этот путешественник собирается выходить именно на конечной остановке. Если это, например, поезд Москва — Владивосток, у него даже очень многокилометровый выбор, растянутый на целую неделю. Значит, это ложное умозаключение.

Про скорую помощь, конечно, бывают ситуации, когда они действительно нарушают правила дорожного движения. Но фраза говорит о том, что раз всем и всегда запрещено — значит они тоже нарушают. Хотя им в основном дозволено нарушать правила. Значит, это неправда.

Призвание «младших софистов»

О «младших софистах» сохранилось мало достоверной информации. Представляют учение Ликофрон, Алкидамант. Говоря кратко об основных идеях философов, можно выделить этическое и социальное направления:

  • разрушение барьера между социальными классами;
  • элита – выдумка заинтересованной группы людей;
  • природа всех создала свободными, без рабства.

Фрасимах рассуждал о полезности для сильного мира сего. Считал, что каждая власть создает свой свод законов: демократия – свободные, тирания – угнетающие. Философ критикует религию, оправдывает атеизм. Говорит: «Если бы божества наблюдали за действиями людей, то увидели бы сокровище – справедливость. А люди замечают, что сами ею почти не пользуются».

Софизм, как направление философии

Постепенно софисты выделились в группу философов, к которым сегодня относят (согласно Википедии) Протагора, Горгия, Гиппия, Продика, Антифонта, Крития и к следующему за ними поколению — Ликофрона, Алкидаманта, Фрасимаха. Протагор сделал первые попытки систематизировать приемы умозаключения, занимался категориями словоизменения и синтаксисом предложения. Ликофрон анализировал роль связки «есть» в предложении. Горгий и другие заложили основы науки о языке. Продик разработал основы учения о синонимах. При этом софисты не были объединены в рамках определенной «школы», их взгляды не имели единства.

Ссылка на основную публикацию
Похожее