Стереотипное поведение не зря свойственно нашему виду. Это – один из мощных механизмов выживания.
Например, стереотипы помогают экономить ресурсы. Происходит это благодаря тому, что практически на всякую ситуацию у нас заготовлен ответ и решение. Мозгу не нужно каждый раз активно включаться и тратить энергию на анализ каждого пустяка. Очень полезно, например, автоматически извинятся, столкнувшись с кем-то в дверях.
Но проблема в том, что шаблоны далеко не всегда оказываются универсальными. Больше того, порой они даже не оказываются верными. Человек, привыкший не тратить лишний раз силы и действовать стереотипно, рано или поздно окажется в растерянности: старые схемы не работают, а новые мозг генерировать не привык. Он вообще давно отучился решать задачи. Чтобы такая экономия энергии стала действительно полезной, нужны тренировки. Непривычные маршруты, интересные книги и фильмы, знакомство с новыми людьми – все это поможет справиться со стереотипностью мышления.
Второй эволюционный смысл стереотипности мышления – безопасность.
Формируются в этом случае шаблоны так:
- Человек попадает в проблемную ситуацию
- Справляется с ней каким-то способом
- И выживает
- Мозг делает вывод: «Ага, это нас не убило, отлично! Так всегда и будем поступать».
Теперь все остальные варианты решения проблемы будут отметаться. Они не проверенные, а значит, неизвестно, чем дело закончится. Лучше использовать старую, надежную схему.
Как ни парадоксально, это подсознательное стремление к безопасности представляет большую опасность. Во-первых, потому что разные ситуации требуют разных решений. А во-вторых, первый вариант действий мог оказаться ошибочным и сработать случайно.
Стереотипное поведение напрямую связано с инстинктом самосохранения. Но чтобы не попасть в ловушку шаблонных действий, стоит почаще напоминать себе, нежелание действовать по-новому – не более, чем желание нашего мозга оставить все как есть.
Делай как коуч
КУРС
КУРС
КУРС
Виды стереотипного поведения
Повторяющееся поведение можно считать стереотипным только при наличии определенных критериев:
- Повторяется регулярно и многократно.
- Не несет в себе никаких полезных функций.
- Возникает часто.
Самостимуляция кажется бесполезной только со стороны, для самого ребенка она выполняет функции саморегуляции, стимулирования и коммуникации. Оно становится препятствием для социальной адаптации или может нанести вред и является симптомом более тяжёлых нарушений, для коррекции которых необходима совместная работа поведенческого невролога и коррекционных педагогов. Стереотипия может быть разных типов, в зависимости от характера проявления.
Двигательное
Наиболее заметные проявления отклонений в поведении малыша, появляются в раннем возрасте. Это могут быть прыжки на месте, ходьба или бег по замкнутому пространству, потряхивание руками, раскачивание головы или туловища.
Также к двигательным стереотипиям можно отнести повторяющиеся движения губ, например, вытягивание их в трубочку. Многие малыши теребят кисти рук, расчесывают их до крови — при этом реального зуда они не испытывают.
Двигательно-сенсорное
Эту группу стереотипий также называют сенсорно-моторной. Они появляются из-за отличий осязательных и других сенсорных способностей детей, могут выражаться в повторении определенных действий, несущих в себе как двигательные, так и сенсорные компоненты.
Это может быть:
- ритмическое постукивание пальцами;
- кружение вокруг своей оси — особенно свойственно малышам;
- постоянное ощупывание окружающих предметов;
- прищуривание глаз;
- надавливание на глаза пальцами или ладонями.
Сенсорно-моторные отклонения распространены при нарушениях сенсорного развития из-за особенностей их сенсорного восприятия окружающего мира. Часто они помогают им справиться с дискомфортом и не представляют угрозы для здоровья.
Эмоционально-аффективное
Эту категорию достаточно трудно выделить. Чаще всего это повторяющиеся действия, которые могут вызвать ярко выраженную эмоциональную реакцию у родителей и других родственников. Подобная стереотипия выражается по-разному — например, в виде повышенной брезгливости в еде и отказа от многих продуктов. Или, наоборот, в виде патологической не брезгливости — в этом случае ребенок может съесть что-то из мусорного ведра или миски домашнего животного. Зависит проявления от того, что именно вызовет у окружающих наиболее интенсивную реакцию.
Речевое
Речевые отклонения проявляются в повторении определенных фраз, слов и отдельных звуков. Часто распространенный признак речевых стереотипий — эхолалия, то есть повторения услышанных слов. Вместо ответа на вопрос ребенок может повторять слова взрослого или их часть.
Действия с предметами
Многие родители радуются, когда их дети долго и спокойно играют с игрушками, но важно обратить внимание, не является ли спокойная игра проявлением стереотипного поведения. Если малыш в течение часа переливает воду из одно ведерка в другое и обратно, бесконечно перебирает песок лопаткой, крутит колесико машинки или наклоняет и поднимает куклу с закрывающимися глазами, это повод насторожиться.
Есть и более безобидные признаки — соблюдение ритуалов, одинаковых маршрутов для прогулки, ношение одной одежды, одни и те же блюда, которые ребенок хочет есть, четкая последовательность действий перед сном.
Как оборудовать зону для занятий и наладить процесс обучения
Особенно важно, чтобы рабочее место для занятий с ребенком было оборудовано правильно: стол должен стоять вдоль стены, на которую не надо ничего вешать. Аутичные дети с кожным вектором и без того не могут сосредоточиться надолго, а если их будет отвлекать вид за окном или красочный плакат на стене – вы просто ничего не добьетесь в занятии.
Здоровый ребенок с кожным вектором весьма чувствителен к вопросам пользы и выгоды, а также к расходованию своего времени. Аутичный ребенок – не исключение. Здесь также неплохо будет работать мотивация: сделаешь то-то – получишь это. Можно на первых порах предлагать лакомство в качестве награды, а позже – поход в парк, на качели или в другие любимые ребенком места. Если на слух он воспринимает информацию плохо – просто показывайте фото, куда вы пойдете после занятия.
С вопросами времени – отдельная история. Предположим, мотивировать ребенка вам удалось, и он готов заниматься в ожидании награды. Но кожно-звуковой аутист крайне неусидчив, ему в принципе непонятно, когда это мучение кончится, и он начинает нервничать буквально пару минут спустя.
Помочь здесь может визуализация времени (например, использование песочных часов). Еще один способ – визуализация объема предстоящих заданий. Просто используйте несколько коробок, и пронумеруйте их. В каждую положите задание. Сначала эта горка лежит, допустим, с правой стороны стола. По мере выполнения, вы перекладываете отработанный материал на другую сторону. Это дает ребенку наглядное представление о том, сколько еще ему предстоит сделать. Протестов по этому поводу со временем станет намного меньше.
Что делать, если у ребенка стереотипное поведение
Обращать внимание на поведение ребенка важно в любом возрасте. Нельзя игнорировать явные признаки отклонений и необычного поведения. Но если у вашего малыша появляются те или иные признаки самостимуляции, не стоит паниковать. Посетите поведенческого невролога. Помните, что поставить диагноз и понять причину может только врач, специализирующийся на нарушениях развития. К сожалению обычный невролог и/или психиатр далеко не всегда разбираются в данных нарушениях, а тем более в их правильной коррекции.
Рекомендации по воспитанию кожно-звукового ребенка с аутизмом
В первую очередь нужно помнить о механизме формирования аутизма. Происходит это через травму в развитии звукового вектора. Следовательно, первым и главным условием воспитания любого аутичного ребенка будет «звуковая экология» в доме.
Минимизируйте количество бытовых шумов: от работы электрических приборов, громкого звучания музыки и звука работающего телевизора. Если ваше жилье расположено над дорогой, по которой несутся потоки машин – лучше обзавестись звукоизоляцией или вовсе сменить место жительства. Родителям нужно говорить между собой и с ребенком тихо, мягко и спокойно. Никаких оскорбительных смыслов в речи также допускать нельзя.
Что касается особенностей воспитания кожно-звукового аутиста, в первую очередь следует запомнить, что не только бить, но даже легонько шлепать таких детей категорически нельзя. Кожа – их особо чувствительная зона, даже минимальное стрессовое воздействие может привести к плачевным результатам.
Как правило, родители, не знакомые с Системно-векторной психологией Юрия Бурлана, поступают точно наоборот. Конечно, им тяжело воспринимать такое огромное множество стереотипных движений у ребенка, и они пытаются пресечь их самым простым способом – шлепнуть по рукам, ногам, спине или «еще чем он там вертит-крутит».
Особые рекомендации по распорядку дня
Аутичные дети с кожным вектором часто гиперактивны и крайне неусидчивы. Такая расторможенность приводит к чрезмерному возбуждению нервной системы, особенно к концу дня. Многие родители таких детей жалуются, что установить нормальный режим никак не получается.
Между тем, это первое, что надо сделать в такой ситуации. Даже здоровый ребенок с кожным вектором испытывает потребность в наличии правил, распорядка дня и действий, системы. Аутисты – не исключение. Но задать им правила и режим требует намного больше сил и последовательности от родителей.
Все режимные моменты (кормление, прогулка, занятия, сон) должны проходить строго в одно и то же время каждый день. Поначалу, может казаться, что вы своими руками строите ребенку казарму, но это совсем не так. Поначалу он может протестовать, но затем уже будет подчиняться повторяющимся правилам, и лучше чувствовать себя в рамках заданной структуры времени. Наладится и вечернее засыпание.
Система запретов и ограничений обязательно должна соблюдаться всеми без исключения членами семьи. При необходимости дайте прочесть эту статью сердобольным бабушкам. Соберитесь и единожды обсудите, что ребенку разрешается, а что – нет, и в каких случаях возможны варианты.
Далее, система правил и ограничений должна одинаково работать и у папы, и у мамы, и у других членов семьи. Если ребенку категорически запрещено трогать лекарства, то это не разрешает никто. И неважно, что вовсе неопасно пошуршать пустой упаковкой.
Учитывая полевое поведение ребенка, пространство также должно быть структурировано по зонам. Такому ребенку нельзя и кушать и заниматься в одном и том же месте. Как бы ни мала была квартира, постарайтесь разбить ее на зоны: это уголок для игры, это стол для занятий, а кушаем – только на кухне.
Итоги
Синдром навязчивых движений – это моторное проявление, начинающееся в раннем детстве, и в некоторых случаях сохраняющееся в старшем возрасте. Хотя первичные расстройства встречаются у детей с нормальным развитием, наблюдается более частая связь с СДВГ, обсессивно-компульсивным и тревожным расстройством, тиками, особенно, в случае сложных стереотипов.
Этиология нарушения не известна. Предполагается, что проявления могут быть обусловлены биологически. В частности, движения головы вызывают подозрение на неврологическое или психиатрическое заболевание (эпилепсия, аутизм, тиковое расстройство, пароксизмальная дискинезия). Часто типичная клиническая картина не требует дополнительных обследований.
Если движения не видны во время обследования, для диагностики будет полезна домашняя видеозапись.
Чем заниматься
Дети с кожным вектором любят считать. Но у аутичного ребенка это приобретает харакер «считалочки», повторяющегося стереотипного действия. Поэтому учите как можно раньше соотносить реальное количество предметов с изображением цифры. Хорошо помогает такая практика, как совместная сервировка стола. Сколько надо вилок? Возьми, посчитай. Ложки, салфетки, тарелки, и.т.д. Позже можно задавать вопрос «сколько не хватает?».
Также, кожный вектор сообщает ребенку стремление к конструированию. У аутичных детей он выливается в построение рядов из всех доступных ребенку предметов – кубиков, машинок, ложек и.т.д. В занятии побуждайте ребенка строить по образцу вслед за вами. Набор геометрических фигур будет отличным подспорьем, как вариант – магнитный набор для использования на специальной доске. Позже, ребенок сумеет освоить аппликацию. Пазлы также удаются кожно-звуковым детям очень хорошо.
Полезны кожным детям и всевозможные игры с неструктурированным материалом – песком, водой, пластилином. Они дают ребенку массу таких ценных для него тактильных ощущений. Можно пальчиком рисовать по крупе, сортировать фасоль по цвету, или работать с тканями различной фактуры.
Если ребенок воспримет пальчиковые краски – это еще один вариант извлечения приятных и одновременно полезных ощущений. Когда рука ребенка развита достаточно хорошо, ему доставит удовольствие работа с цветным песком, из которого можно выполнить разноцветную картину.
Позже, навыки мелкой моторики нужно усложнять: аппликация и оригами, раскраски и обведение предметов по пунктиру и контуру, выполнение элементов прописей.
Вторичная стереотипия
Основное условие диагностирования вторичной патологической стереотипии – ее связь с различными заболеваниями и расстройствами. Т.е. причина заключается в психическом или соматическом нарушении.
Вторично возникшие навязчивые движения у взрослых и детей связаны с присутствующим заболеванием. Самые частые расстройства, последствием которых являются навязчивость в движениях и действиях:
- патологии развития: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое детское дезинтеграционное расстройство;
- умственная отсталость;
- сенсорная депривация: конгенитальная слепота или глухота;
- врожденные метаболические расстройства: синдром Леш-Нихана;
- нейродегенеративные и генетические болезни: нейроакантоцитоз, синдром Ретта, синдром Прадера-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы;
- лекарственно обусловленное состояние: психостимуляторы, гомеопатия;
- психические болезни: обессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.
Отсутствуют существенные различия между клиническими проявлениями первичных и вторичных стереотипов, за исключением того, что вторичный тип более причудливый и частый, чем первичный.
Патофизиологические механизмы синдрома навязчивых состояний не выяснены. Специфическая хронологическая взаимосвязь между стереотипией и вехами развития наблюдается в раннем детстве, когда проявление движений в определенное время может быть физиологическим; только с взрослением, увеличением интенсивности и устойчивости, оно воспринимается как патология (напр., сосание пальца вне периода сна, повторяющийся зажим кулаков).
Гипотезы, предполагающие психогенную основу синдрома навязчивых состояний, основаны на наблюдении за детьми с сенсорной депривацией и за животными в неволе. Стереотипия может быть формой сенсорной самостимуляции для повышения бдительности в отсутствие внешней стимуляции. Или наоборот, повторяющиеся движения могут служить способом избавления от избыточной энергии и поддержания внимания.
Объемное магнитно-резонансное исследование у детей со сложными стереотипами показало уменьшение объема хвостатого ядра и лобного белого вещества в мозге. Также предполагается роль аномалий в кортикально-стриато-таламико-кортикальных цепях и недостаточности дофаминергической передачи. Эту гипотезу также подтверждают частые сопутствующие расстройства (СДВГ, обсессивно-компульсивное расстройство).
Играть роль могут также наследственные факторы; по мнению некоторых специалистов, навязчивые состояния встречаются у 25% родственников 1-й степени.
Цели и подходы к терапии
Чтобы узнать, есть ли у ребенка заболевание необходимо обязательное посещение профессиональных врачей в области психологии и неврологии (желательно детских). Сдаются все анализы и исследуются ситуации, на которые поступают жалобы.
В общем, довольно тяжело разработать приемлемый подход к лечению стереотипии. Лечащий доктор будет следить за каждым происходящим этапом лечения, и во многом выздоровление будет зависеть от той болезни, которая спровоцировали развитие синдрома.
Если это патологическая стереотипия, то большая роль отводится учебной и психической коррекции ребенка, которые будут направлены на развитие общения и навыков контролировать себя.
Большое значение во время назначения комплекса терапевтических мер имеют те отклонения, которые сосуществуют совместно с стереотипией:
- гиперактивность;
- отсутствие желания слушать и понимать;
- проблемы с вниманием.
Снижение вреда сидячей позы
- Не позволяйте сотрудникам работать под неловким углом, предоставляя регулируемые стулья, столы и держатели для клавиатуры.
- Расположите экраны компьютера на 15-20 градусов ниже уровня глаз работника
- Мотивируйте сотрудников делать частые перерывы, чтобы уменьшить усталость шеи, спины, глаз и рук.
- Предоставьте телефонные гарнитуры для сотрудников, которые часто разговаривают по телефону.
- Контролируйте режим работы водителей, которые зачастую находятся в фиксированной позе.