Психодрама – это метод психотерапии, при котором люди проживают свою боль через театральную игру. Эта техника помогает проработать травмы, разрешить конфликты, наладить отношения в семье, коллективе, другой группе. Кроме этого, психодрама помогает поставить точку в отношениях с тем человеком, который умер или с которым невозможно связаться.
Методика подходит для проработки травм прошлого, решения психопатологических проблем в настоящем и визуализации счастливого будущего. Давайте разберем подробнее, что такое психодрама в психологии, рассмотрим ее основные понятия.
Определение понятия метода
Автор методики психодрамы – американский психиатр и социальный психолог Я.Л. Морено. Метод психодрамы был основан в 20-х годах XX века. Если говорить об открытии кратко, то Морено вдохновился сюжетно-ролевыми играми детей, искренностью и открытостью участников. Название техники образовано от двух греческих слов: psyche, что переводится как «душа», и drama, что в переводе означает «действие».
Психодрама – это метод групповой психологической терапии, основанный на сюжетно-ролевой игре. Один человек – главный герой. Все остальные участники – исполнители, которые помогают главному действующему лицу решить проблему. Роли строго распределены ведущим (психолог). Главный герой играет самого себя, остальные люди копируют вербальные и невербальные особенности тех персонажей, которые им достались.
В психологии до сих пор нет единого определения понятия «психодрама». Однако все психологи сходятся во мнении, что эта методика позволяет человеку раскрыть творческий потенциал, лучше познакомиться со своим внутренним миром, развить и улучшить навыки взаимодействия с социумом, изменить свои убеждения, установки и отношение к происходящим событиям. Это является задачами психодрамы. Психодраматическое, эмоциональное прочувствование – вот что лежит в основе исцеления через психодраму.
Основатель психодрамы, Я.Л. Морено называл эту технику искусством. Психолог давал такое определение этому методу: «Психодрама – это метод, в котором истина души познается в действии». Главное в этой технике – игра, импровизация, действия. Для полноценного осознания своей проблемы нужно всесторонне прочувствовать ее, прожить. Проигрывание позволяет взглянуть на проблему с разных сторон, вспомнить и увидеть что-то важное, упущенное до этого момента. Психодрама помогает человеку заглянуть в себя и изменить свое мышление, поведение.
В психодраме участвуют 5 основных элементов:
- Протагонист. Это главный участник сессии. Он старается понять себя, остальные участники помогают ему в этом. Он играет самого себя. Цель – максимальное раскрытие истинного Я. Крайне важно, чтобы человек отбросил все запреты и маски, стал тем, кто он есть. То есть выходит, что ему, наоборот, нужно прекратить играть, расслабиться и дать волю чувствам, мыслям, эмоциям. Во время психодрамы можно делать все, что хочется.
- Директор (психолог, ведущий, терапевт). Он помогает воссоздать ситуацию и распределить роли, направляет, поддерживает, контролирует. Он не указывает, что и кому делать, всем заведует протагонист, но психолог помогает интерпретировать все происходящее. Кроме этого, психолог следит за сохранением безопасности и здоровья всех участников процесса, поддержанием коммуникативного и эмоционального взаимодействия.
- Другие Я. Следуют инструкциям ведущего и протагониста, помогают главному герою проиграть проблему. Другие изображают значимых персонажей из жизни протагониста.
- Зрители. Активные наблюдатели, слушатели. Они выражают свое отношение к происходящему, поддерживают или критикуют. В это время и сами зрители заряжаются эмоциями, а протагонист активнее раскрывается. В любой момент кто-то из зрителей может стать участником разыгравшейся драмы.
- Сцена. Само помещение, площадка, где разыгрывается действие. У Морено это была специальная, сложная, многоуровневая конструкция. Сейчас этому не уделяют особого внимания.
Лечение психодрамой уместно при психологических травмах. Но кроме этого психодрама подходит для работы со снами, фантазиями и для подготовки к предстоящим стрессовым событиям. Например, можно обыграть предстоящее выступление с отчетом на работе, воспроизвести удачное развитие и завершение ситуации. Это поможет унять стресс перед предстоящим реальным выступлением.
Интересно! Психодрама – это метод групповой и индивидуальной психотерапии. В последнем случае других людей можно заменить любыми предметами.
Суть метода
Основатель метода – американский психиатр, психолог, социолог Якоб Леви Морено. Сам ученый воспринимал психодраму не только как метод психотерапии и творчества, но и как отдельную форму искусства, философию жизни.
Теория психодрамы – одна из самых неопределенных в психологии. Основатель не оставил четких инструкций, описаний, тезисов, положений, правил. Не существует даже общего определения для термина «психодрама». Попытки изучить метод, структурировать теорию продолжаются до сих пор.
Психодрама – разыгрывание ролей, игры с элементами импровизации, близкие к театральным постановкам. Основа метода – детские игры. Психодрама заставляет взрослых людей вернуться в детство, дать волю фантазии, отдаться игре. В игре нет запретов. Там можно кричать, вести себя развязно или наоборот быть слабым – ведь это маска, роль.
Метод психодрамы используют для восстановления семейных, трудовых, любовных, дружеских отношений. Психодрама – универсальный способ стабилизации, гармонизации состояния группы и ее отдельных участников.
Основные принципы
Спонтанность и креативность – главные принципы психодрамы как метода психотерапии. Только при таких условиях человек может полноценно раскрыться и исцелиться. А главные компоненты психодрамы по Морено – это теория ролей, теория спонтанности и социометрия.
Теория спонтанности
Под этим подразумевается полет творческой энергии. Она или подавляется человеком, или находит выражение в быстрой адаптации к новым условиям и новым реакциям в ответ на старые раздражители. Творчество – это поиск и создание чего-то нового, самовыражение. В широком смысле вся наша жизнь – творческий процесс.
Социометрия
Специальная техника, которая позволяет выявить симпатии и антипатии в группе, характер взаимоотношений между всеми участниками, микрогруппы внутри группы, явных и скрытых лидеров, изгоев, звезд и нейтралов. Результат социометрии – подробный психологический портрет группы (социограмма). Социометрия нужна при психодраме для того, чтобы ведущий грамотно распределили людей по группам.
Теория ролей
В условиях психодрамы роль – это привычные паттерны поведения участника. Это его вербальные и невербальные реакции в реальной жизни, его опыт, убеждения, мировоззрение. Мы постоянно меняем роли в зависимости от ситуаций и условий, в которых оказываемся.
Типы ролей:
- телесные (соматические), например, роль едока;
- психические, например, роль ревнивца, или весельчака;
- социальные, например, роль дочери, матери, жены;
- интегративные (не материальные), например, роль верующего или влюбленного человека.
Роли осваиваются параллельно развитию человека и именно в том порядке, в котором мы их описали. Отдельные роли повторяются так часто, что становятся каркасом личности.
Основные принципы и понятия
Чтобы понять, на каких принципах работает психодрама, нужно знать её основные понятия, которые помогают постичь суть данного направления.
Социометрия
Это инструмент измерения межличностных отношений, внутригрупповых связей, иерархии. Группа, которая является центром психодрамы, представляет собой живой, постоянно меняющийся организм — открытую систему. Социометрия позволяет понять, что в ней происходит на данный момент. Если раньше этот диагностический метод был собственностью Морено (он является автором) и психодрамы, то сегодня он активно используется практически во всех направлениях психологии и психотерапии.
Согласно социометрии, в каждой группе люди выполняют разные роли:
- явные лидеры — те, кто не скрывает своего превосходства и готовы вести за собой остальных;
- скрытые лидеры — те, кто остаются в тени, но при этом могут скрытно подталкивать других на принятие важных для группы решений;
- звёзды — те, кто вызывает уважение и симпатию у других;
- нейтралы — те, кто не вызывает особых эмоций у своих согруппников;
- изгои — те, кого остальные члены группы не принимают.
Эти групповые роли выявляются достаточно легко. Всем задаётся один и тот же вопрос. Как пример: «С кем бы вы хотели оказаться на необитаемом острове? Выберите из своей группы 2-3 человек». После этого подсчитывается количество баллов (сколько людей выбрали того или иного согруппника). Максимум — это лидеры, минимум или ноль — изгои.
Психодрама предполагает распределение людей на группы так, чтобы в них не было изгоев. Она исключает принцип спонтанности: психодраматерапевт никогда не будет делать это по алфавиту или путём жеребьёвки. Сначала — на добровольной основе, затем — по результатам социометрических опросов. Важно, чтобы каждый участник процесса был уважаем и был принят теми, кто работает с ним над одним сценарием. Это создаёт комфортную обстановку, люди чувствуют себя увереннее, избавляются от комплексов и полноценно раскрываются.
Социометрия — важнейшая теоретическая основа психодрамы. Морено практиковал её как в малых группах (расселение студентов по 2-3 человека с комнаты общежития), так и в больших (переселение целой резервации индейцев).
Спонтанность
Вторая по значимости после социометрии теоретическая основа психодрамы. Она характеризуется либо как новая реакция на старую ситуацию, либо как адекватный ответ на что-то необычное. Без неё невозможно проявление творческого потенциала, который вселяет огонь в каждую проигранную на сцене (в группе) роль.
Представьте себе семью с многолетним стажем совместной жизни. Жена измучилась от равнодушия мужа, который за столько лет больше не видит в ней красивую женщину, достойную любви. Проблема в том, что в сценарии их брака перестала присутствовать спонтанность. Психодрама быстро решает проблему таких пар, предлагая им лишь изменить свои привычные реакции на ситуацию. Муж утром приносит жене кофе в постель, в течение дня пишет ей флиртующие смс, вечером дарит цветы и приглашает на свидание. Та, в свою очередь, меняет засаленный халат на соблазнительное платье, включает всё своё женское обаяние и влюбляет в себя супруга заново, как много лет назад. Обычно пары уходят с таких сеансов довольные и понимающие, в каком направлении нужно двигаться.
Спонтанность — необходимость бытия. В жизни постоянно присутствуют неожиданные моменты, на которые нужно быстро и адекватно реагировать. От этого зависит качество существования и гармония внутреннего мира. Не то сказали, не так сделали — и вот уже чувство вины и разъедающего сожаления порождает комплексы. Психодрама помогает вести себя правильно в такие моменты, не бояться импровизировать и быть уверенными в сказанном и сделанном.
Если спонтанность подавляется и не находит выхода, это становится основной причиной развития невроза.
Она является начальной стадией любого творческого процесса:
- спонтанность — мотив, озарение, толчок для творческого движения вперёд, энергетический заряд, вдохновение;
- креатив (2 стадия) — придание спонтанности конкретной формы, выбор направления, в котором следует двигаться;
- культурная консервация (3 стадия) — сохранение продукта творчества во времени.
Спонтанность присутствует и в других направлениях психологии и психотерапии, но называется по-другому: либидо (Фрейд), оргонная энергия (Рейх).
Теория ролей
Третья теоретическая основа психодрамы. Существует несколько классификаций ролей, которые люди играют в жизни (а затем автоматически переносят их на работу в группе).
В зависимости от мотивов
- Психосоматические роли (определяются жизненной необходимостью): испуганный (когда срабатывает инстинкт самосохранения) родитель;
- психологические (определяются внутренними побуждениями): рассерженный, злой, добродетель, манипулятор;
- социальные (определяются правилами поведения в социуме): пассажир, начальник, заказчик, бизнесмен.
В зависимости от конфликта
- Функциональные роли
Характеризуются успешным разрешением конфликтных ситуаций. Позволяют сотрудничать с другими одногруппниками, устанавливать полезные связи, способствуют личностному росту. Есть устойчивые функциональные роли, которые давно знакомы человеку и которые он регулярно использует. Например, чтобы затушить скандал в паре, жена устраивает мужу романтический ужин. Есть и другой тип — рождающиеся, которые ещё не закреплены в сознании. Задача психодрамы — чтобы пациенты разучили правильные функциональные роли и умели их воспроизводить в жизни при необходимости.
- Дисфункциональные роли
Противоположность функциональным ролям. Не только не помогают разрешать конфликтные ситуации, но и создают их. В итоге приводят к разрушению личности изнутри. Могут быть стабильными, проявляющими себя постоянно. Например, в ответ на запрет родителей (погулять, посмотреть телевизор, поиграть в планшет) подросток всегда поступает одинаково: хлопает дверью, запирается у себя в комнате и отказывается общаться. Такое поведение только усугубляет ситуацию.
Дисфункциональные роли могут быть уходящими, то есть периодическими. Пример: типичная ситуация — в троллейбусе кто-то кому-то наступил на ногу, но один и тот же человек в разные моменты может отреагировать на это по-разному. Если у него хорошее настроение, он сделает вид, что ничего не заметил. Но, если у него всё плохо, он устал и раздражён, может спровоцировать ссору на повышенных тонах. Это и есть уходящая дисфункциональная роль. Если она будет постоянно повторяться, станет генерализованной и перейдёт в разряд стабильных.
- Коупинг
Нечто среднее между функциональностью и дисфункциональностью. Не такие креативные роли, как первые, и не столь разрушающие, как вторые. Они помогают отсрочить разрешение конфликтной ситуации, снять напряжение на какой-то период. В психодраме они разделяются на три группы. «Движение к» — подстраивание под агрессора, лишь бы он успокоился. «Движение от» — игнорирование оппонента. «Движение против» — резкая атака, обезоруживающая и на время шокирующая противоборствующую сторону.
Основная цель психодрамы — преобразовать дисфункциональные и коупинговые роли человека в функциональные.
В психодраме также используются понятия:
- «теле» — двусторонний процесс передачи эмоций между всеми участниками, вчувствование друг в друга (цемент, скрепляющий группу);
- катарсис — чувственное потрясение, взрыв эмоций, озарение, внутреннее очищение, которое должны испытать в кульминационный момент действия и зрители, и сам актёр;
- инсайт — осознание того, как именно решить проблему.
Цель психодрамы — максимальное проявление на сеансах всех трёх моментов: «теле», катарсиса и инсайта.
Направления психодрамы
Современные направления психодрамы:
- Гипнодрама. Игра сочетается с погружением участников в гипнотический транс. При таких условиях подсознание включается в работу максимально, участники расслабляются и восстанавливаются, отдыхают психически и соматически.
- Биодрама. Люди изображают животных, на которых они похожи. Такая техника чаще применяется в работе с детьми, так как им проще говорит о себе через других персонажей, например, через животных.
- Социодрама. Внутри стабильной группы человек разыгрывает тот конфликт, участником которого он стал в другой группе.
- Куклодрама. Вместо людей используются куклы. Это направление чаще используют в работе с детьми.
- Импровизация. Нет сценария, все участники действуют свободно.
Интересно! Морено не оставил прямых инструкций и теоретических основ психодрамы. Психологам пришлось по крупинкам воссоздавать теорию по тем материалам, что сохранились. Поэтому встречается множество разновидностей этой техники, но принципы и структура сохранились.
Психодрама Морено
Развитие групповых способов психотерапии в качестве отдельно взятого терапевтического направления, тесно связано с именем Я. Морено. Психодраматическая практика последние несколько десятилетий результативно применяется почти во всех европейских странах и США.
К стержневым понятиям психодраматической практики следует отнести: роли и различные ролевые игры, теле, спонтанность, инсайт и катарсис.
Необходимо постигнуть принципиальную разницу психодраматической практики в качестве метода терапии от театральной формы разыгрывания ролевых образов. Если в театре абсолютно все роли распределены и расписаны автором, то в психодраматические практики не подразумевают под собой никакого предопределенного сценария.
В психодраме все участники сами воссоздают сценарий в процессе развития сюжета и не подозревают, к чему это может привести. Роли, участвующие в сценарии, выбирают и разделяют между собой сами. Терапевт всего лишь разъясняет главные правила и в их пределах поощряет всякую импровизацию и самопроизвольность.
Понятие «теле» сродни трансферу (переносу) З. Фрейда. Под анализом трансфера Фрейд подразумевал один из технических инструментов практики психоанализа, через который он старался описать личность пациента и выявить причины, провоцирующие возникновение невроза. А корнтрперенос означает процесс сопереживания (эмпатии) психотерапевтом чувств и эмоциональных состояний клиента.
Морено же в собственном методе объединяет под одним понятием «теле» перенос и контрперенос, которые характеризуют взаимно направленный процесс эмпатии – психотерапевт–пациент и между всеми участвующими в психодраме. Наряду с этим в психодраме перенос и контрперенос применяется не столько для возможности охарактеризовать личность субъекта, сколько с целью терапевтического воздействия для его самораскрытия и победы над определенными комплексами и неврозами, для усиления группового процесса.
Под спонтанностью он подразумевал естественность (ненамеренность) реагирования и восприятия. Множество клиентов чересчур зажаты в собственных психологических защитных механизмах и стандартов поведения. Обретение такой спонтанности и естественности помогает индивидам эффективно освободиться от собственных комплексов и как следствие, от неврозов. Для того чтобы индивиды могли обрести спонтанность психотерапевт должен лишь подталкивать их действовать «здесь и теперь» при этом, не навязывая собственного сценария сюжетно-ролевой игры.
Катарсис в древнегреческой трагедии обозначал так называемое очищение, озарение посредством страдания. В психоанализе Фрейд использовал понятие катарсис в смысле раскрытия причин неврозов посредством интенсивных эмоциональных волнений и вытекающего из этого облегчения, то есть исцеления. В психодраматическом сценарии катарсис должны пережить не только протагонист и все участники конкретной сюжетной линии, но и все прочие индивиды, которые не участвуют в конкретной ситуации, но являются зрителями. У Я. Морено процесс катарсиса является ключевой задачей участников психодраматического процесса и сопереживающих зрителей. Он оказывает на них воздействие психотерапевтической направленности.
Понятие инсайт в переводе с английского языка имеет значение «неожиданное озарение» и означает оно неожиданное понимание субъектом собственных проблем или модификация взгляда на собственную персону, расширяющее возможности разрешения проблем. Инсайт обычно происходит вследствие катарсиса. Атмосфера и динамичность действий психодрамы должны привести субъектов к катарсису, а посредством него и к инсайту.
Сеанс психодрамы состоит из объяснения группе смысла и стержневых задач психодраматической практики, описание этапов реализации. Практическое воплощение психодрамы содержит в себе несколько этапов и три стадии организации самой психодрамы.
Сегодня особой популярности набирает детская психодрама для лечения их невротического поведения. Игра в психодраме является не только символическим обыгрыванием конфликтов, но и активной переработкой опыта. В психодраме ведется настоящая работа по одолению и разрешению конфликтных ситуаций. В игровом процессе малыши ощущают и переживают себя в качестве творческого инженера-конструктора, создателя, со-творца собственной жизни. Психодрама предоставляет возможность детям как бы «заново родиться» для более удовлетворяющей их жизни. Детская психодрама ориентирована на сотворение творческой и естественной личности, поэтому она не ограничивается ликвидацией расстройств, она видит собственную ключевую задачу в способствовании развитию экспрессивной, креативной личности. Детская психодрама служит для стимуляции и поддержки в крохе спонтанности, естественности и творческой активности.
Виды
Морено выделил следующие виды психодрамы (формы психодрамы):
- Психодрама, во главе которой стоит протагонист. Проигрывается боль одного из участников.
- Психодрама, которая сконцентрирована на группе. Разбирается проблема, касающаяся группы людей.
- Психодрама, сконцентрированная на теме. Обсуждается проблема, актуальная для всех присутствующих. Речь может идти как о внутренних конфликтах, так и о событиях внешнего мира, в том числе о новостях мирового масштаба.
Что касается сфер применения, то этот метод универсален. Особых названий, классификаций для этого нет. Психодрама подходит для работы с детьми, взрослыми, родителями, парами, коллективами, компаниями, государствами, странами и т.д. Психодрама подходит для консультирования и лечения во всех категориях проблем.
Психодрама: суть подхода
Психодрама – один из инструментов психотерапевтической работы. Изначально направление относилось к психоаналитической школе, затем плавно перетекло в неопсихоанализ, гештальт и гуманистические школы. Используется и как одна из техник
на индивидуальном приеме или групповом занятии, и самостоятельно , например, в рамках интенсива (полноценные психотерапевтические занятия, которые могут проходить по 2-3 полных дня). Психодрама основана на примере театрального искусства. Участники вовлекаются в определенную сюжетную линию, примеряют на себя различные «роли» и импровизируют . Сейчас на телевидении огромное количество шоу, построенных на импровизациях, однако в психологии метод появился более 100 лет назад. Присваивают создание психодрамы Якобу Морено в начале 1920-х годов.
Типы взаимоотношений
Морено обозначил три типа взаимоотношений людей с позиции психодрамы (три типа связи):
- Перенос. Один человек присуждает другому такие негативные качества и поступки, которых у него на самом деле нет. Обычно это происходит не просто так, а на основе травм. Например, человек переносит жестокость матери на всех женщин, которые внешне чем-то похожи на нее.
- Вчувствование (в авторской терминологии). Человек воспринимает другого как отдельную и уникальную личность, старается понять его, взглянуть на ситуацию его глазами, почувствовать то, что чувствует тот человек.
- Теле. Под этим Морено подразумевал взаимопонимание людей или взаимоотчуждение.
Два последних типа имеют отношение к адекватному восприятию и самовосприятию. Умение сопереживать другому человеку и понимать его отношение к оппоненту – признак психического здоровья.
Метод психодрамы
Психодрамой называют психотерапевтическую практику, представляющую собой ролевую игру. В процессе такой игры происходит драматическая импровизация, способствующая исследованию внутреннего мира субъектов и образующая условия для самопроизвольного выражения чувств, тесно связанных с наиболее значимыми для индивида проблемами.
Групповая психодрама базируется на игровых нормах.
Понятие о психодраме в качестве коррекционной техники зародилось вследствие эксперимента, поставленного Я. Л. Морено. Такой эксперимент впоследствии назвали «спонтанным театром». Впервые о терапевтической составляющей игровых техник Морено задумался, когда увидел, как гуляющие дети в парках Вены разыгрывали собственные фантазии. В ходе экспериментов разыгрывания ситуаций Морено заметил, что возникает спонтанность, продуцируется креативность, зарождается истинный эмоциональная контакт, связывающий участников ситуации, так называемый катарсис, помогающий достигнуть творческой активности и инсайт индивидам.
Групповая психодрама предоставляет субъекту в игре роль героя. Содержание игры должно фиксироваться на проблемах личности, что способствует свободному выражению собственных чувств в управляемых терапевтом импровизациях. Участники психодрамы внимательно наблюдают за событиями и сопоставляют совершающиеся действия на игровой сцене с собственными трудностями.
Целью психодрамы является диагностирование и коррекционное воздействие на неадекватные настрои и эмоциональное реагирование, их ликвидация, углубление самопознания и отработка социальной перцепции.
Психодрама способствует раскрытию глубинных эмоций в значительно более насыщенной и эффективной конфигурации, чем это допускают сделать другие техники, основанные на вербальном описании переживания.
В процессе психодрамы индивид находит действенные методы решения проблем психологического характера различных уровней: от житейского до экзистенциального. Субъект при помощи терапевта и участников воспроизводит значимые жизненные события в драматическом акте, разыгрывает сцены, которые имеют отношение к его проблемной ситуации. Все сцены проигрываются в соответствии с принципом «здесь и сейчас», другими словами они не зависят от времени возникновения ситуаций. Действие структуируется таким образом, чтобы содействовать конкретизации проблемной ситуации. Происходит анализ новых ролей, альтернативных реакций, аффективных поведенческих стилей, выполняется поиск и опробование на практике более плодотворных моделей разрешения проблемы. Физические действия, на которых выстраивается психодрама, увеличивают возможность применения такого значимого источника познания собственной персоны и окружающих, как сигналы неречевого поведения.
Психодрама направлена на оказание помощи тем индивидам, которые имеют сложности в словесном выражении чувств и жизненного опыта. В процессе психодрамы субъект одновременно является главным героем разыгрываемой ситуации, ее творцом, исследователем себя и собственной жизни.
Детская психодрама широко применяется при отклоняющемся поведении для ликвидации неадекватного эмоционального реагирования и отработки умений социального восприятия.
Виды психодрамы предложил А. Вольтман, такие как кукольная драматизация и биодрама. Характерной чертой биодрамы является распределение между малышами ролей зверей. Вольтман полагал, что малышу, особенно в дошкольном возрастном этапе, легче играть роль какой-нибудь зверюшки, чем играть себя, товарищей или родственников. Кукольная драматизация предполагает разыгрывание взрослыми перед ребенком значимых для него состояний или конфликтных ситуаций посредством кукольного спектакля. Кукольные драматизации рекомендуется использовать с малышами, с которыми затруднено общение и находящимися в преддошкольном и дошкольном возрастном периоде.
Существуют и иные виды психодрамы. Например, один из индивидов, принимающих участие в групповом терапевтическом сеансе, в театральной форме демонстрирует или рассказывает о жизненных событиях. В этом случае ключевая роль отводится импровизации и доброжелательному настрою группы.
Методы психодрамы можно применять в качестве самостоятельных психотерапевтических техник, но наряду с этим более действенно ее использование в совокупности с другими терапевтическими методиками групповой практики, например, с групповой дискуссией.
Психодрама в психотерапии препятствует избыточной рационализации, помогает субъекту показать эмоции, выражение которых затруднено при помощи вербалики, и содействует достижению осознания. Данный метод в качестве составляющей групповой практики широко применяется в процессе коррекционной работы с расстройствами эмоционального характера, терапии некоторых психосоматических заболеваний, в семейной психокоррекционной работе.
Огромным значением в психодраматической практике обладает эффект катарсиса, возникающий вследствие реагирования внутренних конфликтов, обнаруживаемых в процессе психодраматического акта.
Элементы психодрамы довольно популярны и в других психотерапевтических направлениях, например, в гештальттерапии или поведенческо-ориентированной терапии.
Гештальт и психодрама сегодня попали в число наиболее приоритетных и популярных. Ведь они испытаны временем, имеют наработанную теоретическую основу и практическую базу, широко практикуются во многих странах. Также важным является то, что сферы употребления психодраматических методов и гештальт-подхода практически не имеют границ. Они могут одинаково эффективно применятся, как в психологических практиках, так и в социальной работе. Универсальность этих методик позволяет их использовать при индивидуальной работе с субъектами и в групповой работе, не зависимо от количества участников.
Гештальт и психодрама являются не просто методиками психотерапии или набором техник, используемых на тренингах. Главным образом, это образ мышления, практика каждодневного постижения собственного проживания здесь и сейчас, способствующая формированию личности.
К задачам психодрамы следует отнести творческое переосмысливание собственных конфликтов, образование более совершенных и адекватных аспектов самопознания себя индивидом, преодоление разрушительных поведенческих моделей и стилей эмоционального реагирования, выработку новых адекватных поведенческих реакций и моделей эмоционального реагирования.
Классическое проведение сеансов психодрамы содержит в себе 5 ключевых позиций. На первой позиции находится протагонист, то есть первый игрок, изображающий в психодраматическом акте героя, исполнителя главной роли, который демонстрирует собственные проблемы. Вторую позицию занимает режиссер или фасилитатор. С его помощью протагонист возрождает собственную актуальную реальность. Другими словами, режиссером является индивид, помогающий клиенту проанализировать собственные проблемы, создающий нужную атмосферу в группе и распределяющий роли между участниками. Третью позицию занимают вспомогательные «Я», которые являются другими участниками группы, играющими второстепенные роли и усиливающие действия режиссера. К основными функциям вспомогательных «Я» относят обыгрывание ролей, необходимых протагонисту для воплощения его замысла, помощь в понимании протагонистом его восприятия взаимоотношений с другими действующими лицами, проявление неосознаваемых протагонистом отношений, помощь протагонисту в переходе от драматического акта к реальной жизни. На четвертой позиции находятся зрители, которые являются членами группы, не принимающими прямого участия в психодраматическом акте, но участвующие в дальнейшем обсуждении ситуации по завершению ее обыгрывания. Сцена занимает пятую позицию. Сценой называют место в помещении или другом пространстве, где разыгрывается сценическое действие.
Этапы практики психодрамы
Существуют три фазы психодрамы:
- Разогрев. На этом этапе ведущий предлагает участникам несколько упражнений на сплочение, знакомство, воссоздание доверительной атмосферы. Это важно для того, чтобы участники могли быть открытыми, говорили о личном. На этом же этапе выявляются темы для обсуждения.
- Действие. Непосредственная инсценировка выбранной проблемы. Ведущий назначает протагониста, помогает ему распределить другие роли.
- Шеринг. Анализ ситуации, активное обсуждение завершившейся игры. Протагонист рассказывает о том, какие выводы он сделал. Ведущий помогает интерпретировать то, что человек чувствует.
Участники выбирают одну из техник психодрамы: дублирование, зеркало или обмен ролями.
В первом случае другой человек становится отражением подсознания главного героя. Дублер проговаривает, изображает то, что подавлено в главном лице. Если дублер прав, то герой соглашается и повторяет это.
При использовании техники психодрамы «Зеркало» другой человек изображает главного героя, а тот смотрит на него, как на свое отражение. И то и другое помогает протагонисту разобраться в себе, лучше понять себя, посмотреть на себя со стороны.
Обмен ролями дает возможность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. В любой момент главный герой меняется ролями с кем-то из участников и продолжает игру в его роли. Это помогает лучше понять другого человека.
Техники психодрамы
Сегодня существует целый институт психодрамы, целью которого является помощь в развитии и применении различных техник и инструментов психодрамы в разных сферах деятельности, например, в психотерапии или образовании. Поэтому психодраматическая практика отличается значительной технической оснащенностью. Большинство техник были разработаны и использованы на практике в одной определенной ситуации. Однако есть и универсальные техники, которые не имеют зависимости от содержания проблемной ситуации.
Как правило, в начале работы используется техника представления себя. Она позволяет субъекту в коротких по времени сценах представить себя или изобразить значимых личностей. Данная техника может выполняться в монологическом виде или в форме интервью. Представление в ней направлено на предоставление информации об истинном поведении субъекта, а не о его фантазиях в отношении себя. При этом субъект сам решает, какую информацию предоставлять, что способствует ощущению безопасности. Вхождение в психодраматический акт посредством данной техники приумножает эффект разогрева, предоставляет возможность сосредоточения на проблеме.
Техника проигрывания роли предполагает признание и нахождение в роли. Преимущественно, ее выполняет вспомогательное «Я» при этом, способствуя протагонисту в постановке сюжета из собственной жизни.
Техника двойника предполагает вспомогательному «Я» сыграть роль протагониста. При этом «двойнику» рекомендуется располагаться позади и немного в стороне от протагониста. Вначале процесса ему надлежит постараться стать своеобразной тенью протагониста и при помощи движений, манеры изъясняться вживается в состояние протагониста. При этом вспомогательное «Я» приобретает обратную связь от протагониста, руководствуется ею и соответственным образом корректирует собственное поведение. После этого «двойник» старается углубить собственное понимание и выразить содержательный аспект, который не демонстрируется протагонистом. Прототип, в свой черед, может либо принять предложенную вариацию, либо проигнорировать ее. Также он может не согласиться и выразить несогласие в спокойной манере или бурными эмоциональными реакциями. В завершении данной техники оставшиеся участники подключаются для обсуждения действий «двойника».
Во многих современных странах институт психодрамы предоставляет возможность изучения и применения всевозможных техник для дальнейшего использование в практике.
Упражнения
Рассмотрим кратко несколько популярных упражнений с использованием психодрамы.
Магазин
Участники делятся на продавцов и покупателей. В дальнейшем, поделившись на пары или подгруппы, участники воспроизводят конфликты и находят выход из них. Используются разные темы, участники часто меняются ролями. Это упражнение помогает развить социальные и коммуникативные навыки. Каждый участник учится отстаивать свою позицию и достойно выходить из конфликтов, искать компромиссы.
Автобус
Все участники делятся на «зайцев» (безбилетники) и контролеров. Первые садятся во внутренний круг, вторые – во внешний. Безбилетники оправдываются, а контролеры пытаются пристыдить их, но в то же время войти в их положение. По окончанию действия участники обсуждают игру друг друга. Во время взаимодействия выявляются внутренние блоки, комплексы и проблемы людей, те особенности, которые мешают им взаимодействовать с обществом. Каждый участник учится отстаивать свое мнение, отказывать, сопротивляться, сохранять самообладание в неудобных ситуациях.
Семья
Протагонист распределяет роли в игре, свою роль тоже отводит кому-то и описывает, какую ситуацию из его семьи должны воспроизвести участники. Это упражнение дает возможность главному герою посмотреть на самого себя со стороны и иначе взглянуть на других членов семьи. После воспроизведения ситуации проводится обсуждение.
Техники, методы, приёмы
Самопрезентация
Простейший и обязательный метод психодрамы. Представляет собой монолог или серию коротких сценок, в которых протагонист изображает себя. Он единственный участник действия. Его цель — не только представиться другим членам группы, но и обозначить свою проблему.
Дублирование
Суть техники: после того, как протагонист отыграл все возможные роли в своей ситуации, его заменяют в сценке другим членом группы. Последний старается «продублировать» его и конфликт, но при этом неосознанно вносит своё видение, спонтанную реакцию, которая может неожиданным образом оказаться выходом из создавшейся проблемы. Но всё-таки основная задача — стараться полностью повторить все действия главного героя.
Показания к применению техники дублирования:
- стресс;
- одиночество;
- обида;
- подавленность;
- страхи.
Технику дублирования нельзя применять, если:
- участник должен принять самостоятельное решение;
- протагонист открыт и отлично сам справляется со своей ролью;
- члены группы — шизофреники или лица с параноидальными расстройствами личности.
Психодрама предполагает также использование техники множественного дублирования, когда роль протагониста пытаются примерить на себя сразу несколько участников действия.
Обмен ролями
Отличается от техники дублирования тем, что новый герой не должен повторять действия и слова ведущего протагониста. Он должен отыграть роль так, как считает нужным. Это может дать совершенно новое видение ситуации. Причём главный персонаж при этом становится второстепенным, заменяя того, кто стал им.
Показания:
- необходимость нового видения проблемы;
- снятие психологической защиты с протагониста (играя второстепенную роль, он о ней забывает);
- разрешение конфликтов между близкими людьми.
Противопоказания:
- панические страхи, фобии, психотравмы;
- психотический тип личности;
- физическая и психологическая усталость.
Данную технику часто использует детская психодрама. Она помогает школьникам и подросткам социализироваться и самоинтегрироваться. Например, дети охотно играют в таких сценках родителей и учителей, демонстрируя, как лично они видят разрешение конфликтной ситуации.
Зеркало
Сначала протагонист отыгрывает свою проблемную ситуацию, затем удаляется из зала и смотрит за тем, что разыгрывается дальше, через видеозапись-онлайн. В это время его роль берёт на себя другой член группы, с которым психодраматерапевт заранее провёл работу. Он не просто отзеркаливает всё, что только что говорил и делал главный герой. Он гротескно подчёркивает какую-то определённую черту его поведения, которая мешает ему принять правильное решение и адекватно реагировать на проблему.
Показания:
- аутизм, закрытость, социальная дезадаптация;
- апатия, безволие, равнодушие, усталость от жизни, нежелание что-то менять и принимать ответственные решения;
- депрессия, неадекватное поведение, навязчивые идеи, одержимость фантазиями.
Противопоказания:
- высокая чувствительность;
- низкая самооценка;
- склонность к суициду;
- паранойя.
После отзеркаливания протагонист выходит из тени и пытается отыграть ситуацию правильно, исправляя указанную ему черту (ошибку, реакцию). Данная техника часто используется для подростков, чтобы они смогли увидеть и оценить себя со стороны.
Как работает психодрама
6.1. Как я могу сыграть роль другого человека? Я же не он? Я же не знаю, что он думает?
Естественно, мы не знаем и не можем знать, что думает и чувствует другой человек. Этого и не требуется. Но в психодраме мы можем сыграть любого человека, как знакомого, так и того, кого мы ни разу в жизни не видели.
Когда директор предлагает протагонисту сыграть некоторого человека, то он помогает протагонисту «войти в роль», и протагонист может просто следовать за инструкциями директора. «Вхождение в роль» — это как бы «погружение в фантазию» об этом человеке.
И интересно то, что такого рода «погружения в фантазии» дают возможность значительно лучше понимать людей и изменять отношения с ними в «настоящей реальности» нашей жизни.
6.2. Зачем может быть полезно играть разные роли, особенно вот такие…?
Есть по крайней мере два хороших объяснения, чем полезно играть разные роли в психодраматических работах.
Первое. В детстве благодаря нашему общению с родственниками и знакомыми мы осваиваем характерные для нас способы взаимодействия с людьми. Благодаря тому, что человек играет разные роли в психодраме, он расширяет свои возможности по-разному реагировать в разных жизненных ситуациях.
Второе. Играя разные роли, участники группы часто проживают необычный для себя эмоциональный опыт. И такой эмоциональный опыт, часто оказывается достаточным для терапевтического воздействия на психику человека.
6.3. Полезно ли чем-то быть «зрителем» психодраматической работы?
Быть, как говорят психодраматисты, «в роли зрителя», просто смотреть и эмоционально включаться в происходящее часто бывает не менее полезно, чем быть протагонистом. Роль «зрителя» порой позволяет получить все, что может дать психодрама, разве что только в этом есть доля случайности — невозможно предугадать, окажется ли чужая работа полезна или нет.
Бывают участники группы, которые вообще не выдвигают себя, чтобы быть протагонистом
И тем не менее, они часто говорят, что получают много важного для себя и без этого, от одного только присутствия на группе
6.4. Что такое «теле»? Что такое групповое «теле»?
Классическое определение таково: теле — это взаимная эмпатия двух и более человек. Т. е. когда два и более человек настолько «настроены» друг на друга, что способны очень хорошо чувствовать, сопереживать, понимать, слышать друг друга. И как следствие — «быть вместе». В психодраме развитие способностей к эмпатии является одной из центральных ценностей.
Групповое «теле» — это «теле» между всеми участниками группы, включая директора. Иногда в группах бывают такие моменты, когда теле чувствуется особенно сильно. И побыть какое-то время в этой особой «групповой атмосфере» бывает очень важным и «терапевтичным» для многих участников групп.
6.5. Чем полезно проиграть сложную ситуацию в психодраме?
Вопрос: Каким образом участие в психодраме в качестве протагониста влияет на дальнейшую жизнь или решение «проигранной» ситуации?
Очень большой вопрос, в каком-то смысле ему посвящено все 3-летнее обучение психодраме.
Психодраматическое разыгрывание — это просто «форма», в которую может быть «включено» большое количество разных терапевтических факторов.
Но если попробовать сказать по возможности просто и обобщенно, то будет примерно так: если в некоторой ситуации клиент испытывает дискомфорт, то это говорит о том, что психика не может «решить» в ней какую-то «задачу, которую начинает решать». А результатом психодраматического разыгрывания будет освоение психикой «способа решать задачи такого типа». Что приводит, по крайней мере, к снижению дискомфорта в таких ситуациях.
Апробировать комплекс методик для изучения эффективности психодрамы.
- Оценить эффективность психодрамы в ходе динамического наблюдения за пациентами в катамнезе клиническими и экспериментально-психологическими методами.
Объект исследования:психодрамаПредмет исследования:Гипотезу исследования
- Эмоциональное отреагирование (катарсис, высвобождение сдерживаемого аффекта) в процессе психодрамы улучшает самочувствие и снимает внутреннее напряжение наркозависимых пациентов;
- поведенческое обучение и обучение действием (научение новому поведению посредством использования награды и наказания, отыгрывание в действии) позволяют адаптивно реагировать на фрустрирующие ситуации;
- психодрама усиливает Эго наркозависимых пациентов.
Научная новизна:
- впервые в российской психотерапевтической практике описана технология проведения психодрамы, как метода групповой психотерапии в комплексной реабилитации наркозависимых пациентов;
- оригинальная модель психодрамы впервые адаптирована к условиям стационара;
- впервые были выявлены и описаны наиболее часто встречающиеся конфликтные темы отношений у наркозависимых пациентов;
- для оценки эффективности психодрамы в реабилитации опиоидных аддиктов были использованы следующие критерии: клинические (наличие годовой ремиссии), психологические (показатель силы Эго, уровень копинг-механизмов, гармонизация аффективной сферы, изменение отношения к отцовскому кластеру) и социальные (показатель занятости, улучшение межличностных отношений);
- на основе анализа психотерапевтического опыта в работе с наркозависимыми пациентами впервые была адаптирована методика «Символический анализатор мира» А.М. Парачева для изучения динамики психоэмоционального состояния и объектных отношений опиоидных аддиктов.
Теоретическая значимость исследования:
- проведённое исследование позволило интегрировать научные представления из разных предметных областей – психологии, медицины, арт-анализа и арт-терапии для описания и разработки программы комплексных психодраматических сессий в работе с наркозависимыми пациентами;
- разработанный теоретический (методологический) и диагностико-методический комплекс заложил основу для научного изучения психодрамы в реабилитации наркозависимых пациентов;
- интеграция теории объектных отношений, теории отношений Мясищева и теории ролей Морено позволила рассматривать психодраму как психодинамический и экзистенциально-гуманистический метод групповой психотерапии наркозависимых.
Практическая значимость диссертации и использование полученных результатов:
- технология включенного наблюдения в процессе психодрамы позволяет описывать особенности поведения и аффективной сферы наркозависимых пациентов;
- методика выявления ведущей конфликтной темы отношений перед включением наркозависимого пациента в психодраматическую группу, выявляет «мишени» для психодрамы и позволяет интенсифицировать реабилитационный процесс;
- выявленные и описанные наиболее часто встречающиеся конфликтные темы отношений наркозависимых позволили структурировать темы лекционного материала, аналитических заданий, проводимых индивидуальных и групповых мероприятий и индивидуализировать программу реабилитации для каждого пациента;
- разработанные стадии психодрамы, приёмы и техники «разогрева» в психодраме позволяют интенсифицировать поиск «мишеней» психотерапии;
- разработаны и описаны функции ведущего психодрамы в реабилитации наркозависимых пациентов;
- разработаны показания и противопоказания к использованию психодрамы на реабилитационном отделении наркологического стационара;
- на конкретных клинических примерах показано использование психодрамы в реабилитации наркозависимых пациентов;
- теоретический и эмпирический материал работы может быть включен в учебные программы по «медицинской психологии», «психотерапии», «психопрофилактики пограничных психических расстройств» для студентов медицинских и психологических вузов, использован в практике наркологических отделений диспансеров и больниц.
Положения, выносимые на защиту
Что такое психодрама?
Психодрама – это метод психотерапии и психологического консультирования, во время которого клиент сам или с другими участниками отыгрывает определенную сценку. Театральность, импровизация, свобода эмоций и действий – вот, что определяет психодраму, несмотря на то, что у каждого участника есть своя роль.
Берется определенная ситуация для ее наглядного отображения. Либо ее отыгрывает сам клиент (монодрама), либо с другими участниками (групповая психодрама). Отыгрываться может как ситуация, так и ощущения, эмоции, обстоятельства. Ситуация может быть как реальной, так и выдуманной.
По жизни все люди играют в игры. Каждый имеет свои роли, которые отыгрывает. Проблемы возникают именно потому, что роль, которую играет человек, не способна решить конкретную ситуацию, которая возникла в реальном мире. Это значит, что нужно поменять роль либо внести в нее коррективы, новые действия, то есть модернизировать образ.
Жизненные трудности и проблемы вызывают отрицательные эмоции, из-за чего человек хочет убежать от боли. Жизнь становится приятной, когда все события разворачиваются по сценарию, который человек сам себе сочинил и желает прожить. Когда что-то идет не так, как хочется, жизнь кажется трудной. Когда все идет так, как задумано, тогда она становится легкой.
Но давайте вернемся к самой жизни
Обратите внимание на то, что современные компьютерные игры практически ничем не отличаются от реальной жизни. В отличие от игры, человек в реальной жизни не обладает сверхъестественными возможностями, начальными капиталами, множественными шансами возрождаться и т
д. Но по большому счету сценарии в играх похожи на сценарии реальной жизни: у человека есть цель, которую он желает достичь, и путь, по которому он идет, преодолевает трудности, получает мелкие награды и т. д. В жизни человек тоже желает чего-то достичь. И есть путь размером в несколько лет, в течение которых он пытается достичь своей цели, преодолевает преграды, иногда проигрывает, а порой и выигрывает.
Давайте обратимся к рабочей сфере деятельности или бизнесу. Представьте, что и здесь вы играете в компьютерную игру. Вам необходимо вкладывать свои деньги, рисковать, проводить маркетинг, общаться с людьми, договариваться и т. д. В зависимости от того, как успешно вы все это будете делать, вы получаете доход. Пробуйте, рискуйте, не бойтесь, анализируйте, исправляйте ошибки, смотрите на результаты. Жизнь – это игра, в которую можно играть с удовольствием. Не нужно играть в компьютерные игры, когда у вас есть такая увлекательная игра, как реальная жизнь. Да, здесь боль и разочарование переживаются более глубоко, здесь невозможно все переиграть. Но здесь у вас больше есть возможностей и ходов, нежели в игре, где ресурсы и ходы прописаны и ограничены.
2. Базовые принципы психодрамы и их реализация в техниках
2.1. Принцип психодраматической реальности
психодраматической реальности
2.1.1. Примеры реализации принципа психодраматической реальности в психодраме
Отделение психодраматического пространства от пространства группы
построения сцены Помощь протагонисту в погружении в психодраматическую реальность (построение сцены)
2.2. Принцип безусловного уважения к субъективному миру клиента (феноменологии клиента)
2.2.1. Примеры реализации идеи феноменологии в психодраме
Принципы создания и игры ролей
введения в роль Взаимодействие с протагонистом через дублирование дублирования Техника зеркала зеркала Обращение с психодраматической сценой как с субъективным миром протагониста
2.3. Принцип сотворчества
2.3.1. Примеры реализации принципа сотворчества в психодраме
Совместность и равный вклад директора и протагонистаПоддержка активности и творческой энергии клиента
2.4. Принцип действия
на самом деле
- Если сложность человека проявляется в диалоге с некими людьми, в психодраме мы предложим ему вступить в диалог с этими людьми, чтобы понять, что создает эту сложность.
- Если человек боится оказаться в какой-то ситуации, то в психодраме мы будем исследовать его переживания, когда он оказывается в ней.
- Если человек не умеет выражать переживания или мысли, именно это мы и предложим ему пробовать делать и будем смотреть, почему у него не получается.
- Если человеку сложно «управлять своими переживаниями», то в психодраме мы будем стремиться создать сцену, в которой он сможет в этом непосредственно тренироваться.
само действие в психодраматическом пространстве часто обладает исцеляющими свойствами
2.4.2. Какими свойствами должно обладать хорошее психодраматическое действие?
Идентичность психодраматического и реальногоДействие должно проявлять сложностиПсихологическая правда действиярождаться изнутри, из переживаний, ощущений и инсайтов клиентаНахождение в зоне ближайшего развитияв зоне ближайшего развития
2.5. Резюме. Базовые принципы и базовые техники
Илл. Техники психодрамы опосредуют воздействие на клиента и в этом смысле защищают клиента от неверных интерпретаций, идей и действий директора.
- принцип психодраматической реальности ;
- принцип первичности феноменологии ;
- принцип сотворчества ;
- принцип действия .
- построение сцены (создание психодраматической реальности для решения терапевтической задачи);
- введение в роль (каждая роль — это проявление субъективного мира протагониста);
- дублирование (директор присоединяется к субъективному миру протагониста);
- зеркало (психодраматическая работа следует за идеями и восприятием протагониста);
- обмен ролями (организация взаимодействия ролей в субъективном мире протагониста).
Классические вопросы
3.1. Имеет ли психодрама что-то общее с театральным искусством?
Ответ на этот вопрос будет сильно зависеть от выбора критерия сравнения. Общим будет то, что в психодраматическое действие обычно, так же как в театральном искусстве, вовлекаются все зрители и они эмоционально проживают происходящее вместе с протагонистом. Но в отличие от театрального искусства, психодрама, в первую очередь, происходит для терапевтической пользы протагониста, играющего свою историю, а не для того, чтобы вовлечь и впечатлить зрителей. Утрированно это можно выразить так: если зрители будут скучать от происходящего действия, но оно будет полезным для протагониста, то зрителям придется потерпеть и дождаться своей очереди быть протагонистом, т. к. психодрама — не театр, а в первую очередь психотерапия.
3.2. С какими проблемами работает психодрама?
У психодрамы, как у любого из больших классических методов психотерапии, нет ограничений по темам, с которыми можно работать. Психодраматические средства исследования «внутреннего мира» и «взаимодействия с другими и с самим собой» подходят для большинства сложностей, с которыми сталкиваются люди. А так как психодраматисты — это в первую очередь психотерапевты (просто со специализацией в психодраме), то в тех случаях, когда психодраматические средства не будут подходить клиенту, то психодраматист всегда сможет работать и с помощью обычного разговора.
3.3. Сколько надо ходить на психодраму?
Строго говоря, ответить на этот вопрос в отрыве от конкретного клиента и его проблемы невозможно. Кроме того, ответ сильно зависит от собственных целей человека. Некоторым людям достаточно небольшого улучшения их состояния и выхода из кризиса. А другие «входят во вкус» и хотят изменений во всех сферах жизни.
Психодрама объединяет в себе как элементы проблемно-ориентированной краткосрочной психотерапии, так и классической психотерапии, направленной на развитие личности. Если человек на группе выступает в роли протагониста и работает с некоторой своей проблемой, то в большинстве случаев проблема начинает сдвигаться с мертвой точки с одного раза. А с другой стороны, для того чтобы почувствовать на себе эффекты классической развивающей групповой психотерапии, большинству людей, не обладающих предварительной подготовкой, нужно 3–6 месяцев работы в терапевтической группе с постоянным составом участников.
3.4. Говорят, на психодраме много слез. Это правда?
Когда как — это сильно зависит от стиля ведущего группы. В любом методе психотерапии, когда мы соприкасаемся с болезненными темами — это может вызывать слезы, а когда слезы являются признаком освобождения подавленных переживаний, то они приносят долгожданное и устойчивое облегчение.
С другой стороны, психодраматистам хорошо известно, что слезы — это отнюдь не показатель глубины психотерапевтической работы. Можно научиться вызывать слезы у собеседника, но терапевтическая польза не в слезах, а в освобождении подавленных переживаний, которое бывает далеко не в каждых слезах.
Да и не всем людям в принципе свойственно плакать, и это нисколько не делает их психотерапевтическую работу менее эффективной.
3.5. Нужны ли актерские способности, чтобы играть роли в психодраме?
Актерские способности или опыт для психодрамы совсем не нужны. Даже наоборот, если человек какое-то время развивал в себе умение «сыграть» что-то, то это умение может поначалу мешать ему быть естественным в собственных психодраматических работах. И как это ни удивительно, актерская подготовка зачастую мешает играть роли даже в чужих психодраматических работах, т. к. похоже, что в психодраме актеры не столько должны играть роли, сколько просто подходить на выбранную роль и дальше только быть в ней самими собой.
3.6. Психодрама — это секта?
Конечно же нет.
Психодрама — это метод социально-психологической работы с людьми, который активно используется во всем мире, в т. ч. в государственных учреждениях, относящихся к системам образования, здравоохранения и социальной защиты. И во многих европейских странах психодрама включена в реестр официально признаваемых методов психотерапии и эффективно применяется уже десятки лет.
3.7. Мне не верится, что к психодраме клиенты будут относиться серьезно!
Среди студентов, начинающих обучаться психодраме, распространено опасение, что «простые клиенты» «не согласятся» делать эти «странные психодраматические действия».
Интересно, что реальность часто оказывается противоположной этому представлению. На практике психодраматические техники хорошо работают с «простыми клиентами», в т. ч. и на первых консультациях. Это связано в первую очередь с простотой и наглядностью психодраматических действий. А интенсивность переживания эмоций в ролевой игре позволяет таким клиентам не только получить быстрые результаты, но и почувствовать субъективную удовлетворенность работой.
Но естественно, психодраматерапевту нужно уметь делать так, чтобы психодраматическое действие было понятно и логично для клиента в контексте его потребностей. Этому не так просто научиться, и обычно психодраматические навыки вызревают только к 5–6 году с начала обучения психодраме.
Процесс развития личности в онтогенезе, согласно данной концепции, есть процесс освоения роли и стоящего за ней поведенческого, эмоционального и когнитивного содержания, посредством прохождения ряда этапов: 1)первичное интеракциональное единство матери и ребёнка; 2) интерес к матери, на которую ребёнок обращает внимание; 3) наблюдение за ситуацией взаимодействия с матерью проявляющимися в ней отношениями; 4)внешнее подражание увиденным отношениям и взаимоотношениям; 5) интериоризация отношений в качестве собственных способов реагирования и переживания; 6) обмен отношениями или взаимоотношениями, в результате чего, интериоризованная роль может восприниматься как бы со стороны и подвергаться рефлексивному осмыслению. В дальнейшем, происходит выстраивание на фундаменте усвоенной роли своего собственного отношения и взаимодействия с различными аспектами действительности.
- Через феномены первого этапа процесса ролевого развития становится понятным то, каким образом отношение к миру опосредуется отношением к другим людям и те генетические предпосылки диалогического взаимодействия возможного между двумя субъектами, как оно описано в работах М.М. Бахтина, М. Бубера, С.Л. Франка, С.Л. Рубинштейна. Первичное единство с «ты» определяет и делает возможным само существо «я». «Я» есть отдельное самодостаточное существо не в силу своей самодостаточности (в познавательной и практической деятельности), а в силу своего обособления от другого «я», в силу своего противостояния «ты» и, следовательно, в силу своей связи с ним в этом противостоянии» / Флоренская Т.А. Психологические проблемы диалога в свете идей М.М.Бахтина и А.А.Ухтомского / Общение и развитие психики. М.: 1986. С. 21-31. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992 510 с., с. 50-53./ О первоначальном единстве «Я-Ты» как предпосылки диалогического взаимодействия много и убедительно писал М.М Бахтин: «Быть – значит быть для другого и через него. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя он смотрит в глаза другому или глазами другого /25, с. 312/. В созвучии с этим находится и высказывание М. Бубера: «…через Ты человек становится Я» / Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. 173 c. 58/. Во всех приведенных высказываниях другой утверждается как необходимое онтологическое основание сознания и самосознания человека. А изначальная слитность «Я» и «Ты» – предпосылкой возможности диалога.
На следующем этапе своего развития, по мысли Морено Я.Л., ребёнок воспринимает мать как «Он» – внешне противопоставленный объект, определенный через совокупность конкретных свойств и качеств – полюс овеществления по Бахтину. Однако, последующее развитие, в ходе которого происходит «передача» ребенку и разворачивание всех аспектов отношения к другому, реализуемые на первом этапе матерью как бы за двоих, с неизбежностью влечет за собой освоение и интериоризацию эмоционального и когнитивного содержания роли другого, интеграцию роли в структуру личности ребёнка. На заключительном этапе освоения роли – обмене ролями – другой опять превращается в «Ты» – полюс персонификации, по Бахтину. Морено утверждает, что именно из феноменов этой стадии возникает то, что он назвал теле-отношениями, при которых наряду с эмоциональным сопереживанием возможна одновременно реалистичная оценка и понимание партнёра в его действительной ситуации и понимание своего «Я» и своей действительной ситуации. Одновременное бытие «Я» и «Ты». Данная теория ролей, в отличие от иных ролевых теорий, не ограничивается одним только социальным измерением, а распространяет понятие роли на все области, в которых происходит контакт человека с внешней реальностью. Морено выделяет соматические, психические, социальные и трансцендентные роли, а так же различные уровни личностной идентичности, названные им «первичной вселенной» с соматическим и психическим единством матери и дитя; «вторичной вселенной», где ребёнок выходит в мир социальных ролей, идентифицируясь с доступными ему социальными ролями; «третьей вселенной» – переживанию тождественности с трансперсональным бытием посредством усвоения общечеловеческих ценностей и предполагающим ценностно-смысловое отношение к миру и другим. В данном случае переживание единства происходит не на бессознательном уровне как в первой вселенной, а в виде сознательной, смысловой причастности.
Зрелой любая роль или психологическая система может считаться тогда, когда интериоризованны все аспекты данной роли в качестве собственных способов реагирования – поведенческие эмоциональные, социальные и когнитивные, а так же когда данная роль интегрирована в целостную структуру личности, как ценностно – смысловое образование. Причем, переход с одного уровня идентификации на другой понимается как качественная трансформация целостной личности, а не отдельного ее свойства. Таким образом, человеческая жизнь развертывается в «сфере среди индивидов» / Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2001. 383 с. 47/ на соматическом, психическом, социальном и трансцендентном уровнях во всеобъемлющих связях с другими людьми. При этом другие люди являются не внешней средой или обстоятельствами жизни человека, а главным содержанием его личности. Механизмом ролевого развития по мысли автора, является освоение разных типов межчеловеческого взаимодействия: от идентификации, порождающей переносы в отношении к другому, через вчувствование к теле-отношениям, где вчувствование – проникновение человека в личный, эмоциональный мир другого, направленная на другого, но все-таки односторонняя форма отношений, а теле – двусторонний, полностью развернутый здоровый модус межчеловеческих отношений.
Перечисленные выше стадии ролевого развития раскрывают нам внутренний механизм усвоения роли. Остановимся подробнее на каждой из них.
Эмбриональная стадия
Приступать к рассуждениям о теории ролей следует с того момента, когда у человека появляется поведение. Таковое, однако, имеется уже на эмбриональной стадии. Первой исключительно соматической ролью человека является роль эмбриона в теле матери. В этом состоянии своим физическим развитием человек обязан (органической) плаценте. Ребенок и мать, несмотря на различия в их физическом строении, образуют функциональное единство. Оба организма во время беременности готовятся к родам. Морено считает, что помимо роста зародыша существенный вклад в этот процесс вносит также и его спонтанность, которую он назвал S-фактором.
В нормальных родах, которые немецкоязычные гинекологи характерным образом с давних пор называют спонтанными родами, Морено усматривает достижение давно желанной цели, первую победу человека.
Первая вселенная
Для первой вселенной человека характерно то, что человек с самого рождения действует в соматических ролях, не будучи с ними знаком на сознательном уровне. Морено чаще всего называет эти роли психосоматическими ролями. Термин психосоматическая роль, однако же, указывает на переход к новой ролевой категории, категории психических ролей. Если бы этот переход не произошел, человек остался бы на уровне анималистического бытия. В соматических, или соматопсихических, ролях, например в роли принимающего пищу, новорож.денный вступает в отношения с матерью и важнейшими свойствами мира. Он пока еще не делает различия между .Я и Ты, между людьми и предметами, равно как между собой и своим телом. Ребенок действует в ролях, их не зная. Его жизнь представляет собой действие в соматопсихических ролях, и в этом действии он воспринимает мир и себя как единое явление. Первую вселенную как стадию, на которой ребенок воспринимает себя тождественным с миром, Морено называет стадией, или матрицей, вселенской идентичности. Эта стадия аналогичным образом описывается в рамках концепции привязанности Дж. Боулби, теории объектных отношений Д.В. Винникотта. Попытаемся интегрировать все три подхода, чтобы наиболее полно описать процессы, происходящие на этой стадии ролевого развития.
- Отношения в диаде мать – дитя всегда являлись предметом пристального внимания в психологии. Исследование влияния матери на здоровье и психическую полноценность ребенка связанны с пониманием важности раннего общения матери и ребенка. Именно в этот период в общении с матерью у ребенка формируется базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни (Эриксон). “Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь. Напротив, в силу ущербности матери или враждебности окружения у ребенка возникает чувство недоверия к миру и личностной неустойчивости.” Исследования, проведенные Рене Шпитцем (Spitz R. Autoerotism reexamined // Psychoanal. Study Child, 1962. V.17. P. 283-315. р. 354) раскрыли, что происходит с детьми, лишенными прочных эмоциональных отношений с матерью в первые три года жизни. Было установлено, что это вызывает глубочайшие душевные и физические расстройства.” З. Фрейд так же выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери.
Важность материнского отношения на ранних этапах развития ребенка, его сложная структура, множественность культурных и индивидуальных вариантов побуждали исследователей различных направлений делать этот период материнства предметом своего изучения. Наиболее полное освещение раннего младенчества мы находим в работах психоаналитически ориентированных авторов: Д.В. Винникота, Р. Шпитца, Э Эриксона, М. Кляйн, А.Фрейд ,Ф. Дольто. В своих работах они продемонстрировали важность ранних доэдиповых отношений в развитии и манифестации психопатологии, а также доказали что все аспекты (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) отношений в диаде мать – дитя в этот период максимально важны. Другое направление рассмотрения взаимодействия матери и дитя исходило как из психоаналитических так и этологических идей, и предположения существования у младенцев врожденных программ поведения, которые вызывают необходимую для выживания и развития заботу со стороны взрослых. (Айнсворт и Боулби) Идеи, получившие свое развитие в теории привязанности.
Особо следует отметить выводы характерные для обоих указанных направлений о том, что взаимодействие со значимыми другими людьми в этот период оказывает воздействие на происхождение, природу и функционирование внутрипсихических структур.. В этих выводах просматривается явная аналогия с интерпсихической формой действия по Л.С. Выготскому, утверждавшем, что всякая психическая функция выступает на сцену дважды – сначала как распределенная между ребенком и взрослым в своей интерпсихической форме, и только затем как индивидуальное достояние самого ребенка, т.е. в интрапсихической форме.
Из литературы посвященной анализу закономерностей развития ребенка видно, что период младенчества делится на стадии, отличные по содержанию решаемых в диаде задач и формам взаимодействия ребенка и матери.
- Первая стадия первичного взаимодействия в психоанализе определяется как физиологическая прелюдия к объектным отношениям однако именно здесь закладывается основа будущих социальных взаимоотношений. Ее продолжительность примерно равна двум месяцам. Главной задачей для матери и младенца является стабилизация физиологических циклов для сохранения гомеостатического равновесия. Создается впечатление, что на этом этапе мать легко можно заменить другим человеком; однако это не так. Данные свидетельствуют о том, что ребенок подготовлен к взаимодействию именно с матерью. В этом взаимодействии используются различные физиологические системы, как у матери так и младенца, (зрительная, слуховая, кинестетическая, вкусовая и обонятельная). Утонченные биологические способности младенца и способность матери «отзеркаливать» (Винникотт) аффективные переживания ребенка приводит к образованию системы обратной связи. В термине «отзеркаливание» Винникотт описывает механизм взаимодействия матери с ребенком, при котором отношение матери к своему ребенку, отраженное на ее лице, «считывается» ребенком. Чувствуя то, что видит в матери, младенец формирует базисное ощущение хорошего состояния и безопасности. Аффективные взаимодействия между матерью и ребенком, включая визуальные, тактильные и кинестетические переживания обеспечивают фон, на котором ребенок начинает строить чувство собственного «я» и восприятие другого, отличающегося от него самого, целостного и отдельного. Этот решающий вклад матери подчеркивался и Кохутом, который отмечал, что детское выживание требует специфической психологической среды – наличия отзывчивых, выразительных Я – объектов, которые подтверждают ребенку его природную энергию и жизнеспособность. Таким способом развивается особая приватная форма взаимоотношений между матерью и младенцем, обеспечивающая основу для надлежащего психологического функционирования в последующие периоды развития. Это двустороннее отношение, обеспечивающее необходимые условия для развития ребенка, возможно лишь при определенном изменении способов взаимодействия с другими со стороны матери. Мать в этот период может быть «достаточно хорошей матерью» при условии, что находится в особом состоянии сознания, позволяющем ей чувствовать потребности своего ребенка как будто свои собственные, т.е. в состоянии полного чувственного слияния с ним. «Этому нельзя научить. Мать чувствует: младенца надо взять на руки или положить, не трогать или перевернуть. И лишь при определенных внешних помехах женщина не может быть «достаточно хорошей матерью» после рождения ребенка» (Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Независимая фирма Класс, 1998. 79 с.). Обощая высказывания Винникота, характеризующие «достаточно хорошую мать» можно сказать, что основным условием подобного отношения к ребенку является слабая выраженность когнитивного компонента отношения, результирующегося в значенческих характеристиках отдельных качеств ребенка, и преобладание в материнском отношении на данном этапе аффективного и поведенческого компонента: мать действует в ответ на аффективные переживания. Вот почему любое вмешательство со стороны, направленное на рефлексию процессов, происходящих в диаде, может разрушить установившееся отношение. Как только отношение к ребенку стягивается к объектному полюсу отношений, оно престает быть условием полноценного развития ребенка. Со своей стороны ребенок обладает рядом врожденных способностей, позволяющих ему находится в социальной среде взаимоотношений с другими людьми.
Наблюдения психоаналитиков были подтверждены последующими экспериментальными исследованиями, выявившими врожденные способности ребенка к взаимодействию со взрослым. В начале 70-х годов были проведены экспериментальные наблюдения за взаимодействием младенца и матери, которые оказались революционными с точки зрения понимания социально – эмоционального развития ребенка (Stern D.N. The first relationship: Infant and mather. Cambridge: Harvard University Press, 1977. Stern D.N. The interpersonal words of the infant. A view frompsyhoanalysis and developmental psychology. N.Y.: Basic books, 1985.) У младенцев были обнаружены столь необходимые для взаимодействия с матерью и дальнейшего развития врожденные «способности устанавливать человеческие взаимоотношения» (Штерн). Так было обнаружено, что новорожденные проявляют особый интерес к звукам человеческой речи, предпочитая ее другим звукам той же высоты, более того сразу отличают голос матери от голосов других женщин. При виде живого человеческого лица поведение младенцев отличается от поведения при рассматривании неживых предметов. Новорожденные девяти минут от роду по разному реагируют на гневное и улыбающееся выражение лица человека. Более того, уже с первых дней жизни младенцы имитируют некоторые действия взрослого партнера. Исследования показали, что новорожденный открывает рот или высовывает язык, если находящийся к нему лицом взрослый совершает эти действия. Расширением губ отвечает на выражение счастливого лица взрослого и выставлением наружу нижней губы в ответ на изображение печали, открыванием глаз и рта в ответ на удивление. Таким образом, новорожденный ребенок обладает не только биоинстинктивными способностями но и просоциальными, обеспечивающими возможность раннего взаимодействия со взрослым. Представители Британской школы объектных отношений и близкие им американские исследователи считали, что социальные отношения человека существуют с самого рождения и не основываются на физиологических потребностях. Утверждали, что основное влияние на развитие ребенка оказывает не удовлетворение биологических потребностей, а ранний социальный опыт.
Описывая феномены характерные для данной ступени развития Я.Л. Морено называет ее первой вселенной. Мать и ребенок образуют интеракциональное единство, являющееся прообразом всех последующих интеракций ребенка с другими людьми т.е. является матрицей социального развития человека или «социальной плацентой». Подобно тому, как органическая плацента поставляет младенцу питательные вещества, необходимые для его органического развития, социальная плацента обеспечивает основу для социального развития. Ребенок пока еще не воспринимает мать как «Ты» а ее заботу о себе в качестве ее действий. В рамках первого своего переживания мира, в котором нет еще дифференциации между «Я» и «Ты» и в котором ребенок ощущает тождество с окружающем миром, он воспринимает мать как часть или продолжение себя самого. Мать же со своей стороны угадывает и понимает все чувства и потребности ребенка, исполняет все действия, которые он сам совершить еще не может, но которые являются необходимыми для удовлетворения его жизненно важных потребностей. Возможность такого материнского отношения к ребенку связана с самим процессом формирования отношений с другими в раннем онтогенезе, когда первоначальное единство «Я» и «Ты», сохраняясь как основание всех последующих отношений человека, позволяет вчувствоваться во внутренний мир другого.
В этой матрице социального развития переживание совместного бытия, совместного чувствования и совместного действования матери и младенца становится глубинным переживанием тождественности новорожденного с миром и образует основу для дальнейшего доверия к собственному бытию. Оно соответствует описанному Эриксоном базисному доверию. В это время отношения ребенка и взрослого не опосредованы ничем – никакой предметностью и никакого другого содержания, кроме слитого «Я и Ты» это форма общения не несет. Младенец целиком сосредоточен на «Ты» взрослого, которое неотделимо от его «Я». Хотя уход за ребенком связан с многочисленными предметными действиями, эта предметность еще не включена в отношения с ребенком. Любовь, которую С.Л. Рубинштейн определял как чувство «хорошо, что ты существуешь в мире» и в которой происходит утверждение бытия человека, осуществляется здесь в наиболее чистом виде.
На данном этапе главной задачей младенца становится формирование твердой привязанности к матери. Действия, аффекты и восприятие младенца все больше сосредотачивается на межличностном взаимодействии с матерью, в котором активны оба участника. Опыты повторяющихся пристальных разглядываний матери, которая постоянно взаимодействует с ребенком и обеспечивает его чувством безопасности, ведет к закладке чувств постоянства объекта и постоянства себя – истоку самосознания. Наиболее важным аспектом взаимоотношений матери и младенца в этот период является аффективный климат. Именно аффективно обусловленный и взаимно стимулирующий диалог порождает обстановку, из которой возникают объектные отношения и внутрипсихические структуры (психоанализ и школа объектных отношений). Морено. описывая механизмы дальнейшего развития первичной вселенной, говорил о выделении матери как особой части мира ребенка, а затем о первичном отделение от нее посредством подражания ей как внешнему, иному объекту. Морено называет этот этап стадией «познания Ты», так как ребенок сначала выделяет Другого как объект познания и через это выделение происходит процесс идентификации «Я». Однако автор оговаривается, что это процесс интеракционального познания, познания через внешнее действие. Осознание своих действие более поздний этап развития ребенка.
Теоретические построения, касающиеся ранних отношений матери и ребенка, постулируют следующие выводы: механизмы формирования отношений в процессе раннего взаимодействия матери с ребенком являются основой для последующего развития всех видов отношений человека к себе, другим, миру. Отношения в диаде мать – дитя динамичны и проходят в своем развитии два этапа: первичное интеракциональное и эмоциональное единство и последующая дифференциация между «Я» и «Ты».
Интегральной составляющей первой вселенной является мать. Она обеспечивает контакт ре6енка с грудью или бутылочкой, заботится о нем и оберегает. Вместе с младенцем они образуют интеракциональное единство. В результате возникают взаимные ролевые ожидания, закладывающие основу всех последующих ролевых интеракций ребенка с другими людьми.
По аналогии с функциональным единством матери и ре6енка, представляющего собой на эмбриональной стаидии .матрицу органического развития, Морено рассматвает интеракциональное единство матери и ребенка в первой вселенной в качестве матрицы социального развития человека.
Своеобразие социального развития человека вытекает того факта, что человек по сравнению с большинством животных вступает в мир совершенно беспомощным существом, так сказать, существом, родившимся преждевременно. Преждевременные сроки рождения делают интеракциональное единство матери и ре6енка жизненно важным требованием.. Безмятежное течение интеракций между матерью и ребенком, выступающими в комплементарных ролях и эмоционально целиком обращенными друг к другу, могло бы служить эталоном для всех последующих процессов теле-отношений (см далее), то есть эталоном сообразного ситуации восприятия двумя людьми друг друга с вытекающими из него адекватными ролевыми ожиданиями, которые сбываются благодаря соответствующему ролевому поведению в креативной интеракции.
В конце стадии первой вселенной ребенок начинает различать окружающих людей и предметы, а иногда даже их узнавать. В целом, однако, он переживает их и познает только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представление или воспоминание, если таковое уже имеется, воспринимается таким же реальным, как реальные люди и объекты.
Вторая вселенная
Возможно проигрывание роли до ознакомления с нею и ознакомление с ролью до ее проигрывания (94).
Я.Л. Морено
Вторая вселенная появляется после того, как единое восприятие мира ребенком разделяется на переживание восприятия реальности и на переживание мира представлений или, как это сформулировал сам Морено, на восприятие реальности и на фантазию. Это разделение происходит в процессе нормального психологического развития и является предпосылкой возникновения дискурсивного мышления, которое от одного предмета переходит к другому. Абстрактное мышление способствует постепенному изменению восприятия мира и ориентировке в нем, дифференциации речи и формированию понятий.
Он должен научиться жить и в реальности, и в представлении. Не может 6ыть отдано предпочтение одному миру в ущерб другому. С этими новыми условиями необходимо спонтанно справляться во всевозможных ситуациях. Спонтанность ре6енка позволяет ему мгновенно переходить с одного уровня на другой. Может, однако, случиться так, что человек застрянет на том или ином уровне, и в результате 6удет нарушено его развитие. Если человек остается на уровне восприятия реальности, то есть в рамках матрицы вселенской реальности, это ему грозит слабоумие. И наоборот, если он застревает на уровне своих представлений, возникающие ирреальные страхи и желания могут стать причиной невротической отгороженности от реальности. В процессе нормального развития разделение мира на восприятие реальности и на представление или фантазию приводит к появлению новых ролевых категорий. Наряду с соматическими ролями и пока еще недифференцированными соматопсихическими ролями первой вселенной теперь на передний план выступают психические и социальные роли.
Третья вселенная
В работах Морено, прежде всего, в его философских и поэтических произведениях, затрагивается стадия развития человека, которую Грета Лёйтц называет «третьей вселенной». Аналогично переживанию тождественности с внеиндивидуальным бытием в первой вселенной на стадии третьей вселенной переживается тождество с трансперсональным бытием. Однако это переживание единства с космосом происходит не на бессознательном уровне, а в виде переживания единства без утраты способности к дискурсивному мышлению. Это переживание не является обязательным в психосоциальном отношении. Оно не совершается только в психических или только в социальных ролях, а осуществляется благодаря трансценденции к новой ролевой категории интегративного переживания. Поэтому соответствующие третьей вселенной роли назвают трансцендентными или интегративными ролями.
Процессы ролевого развития и процессы ролевого обучения, благодаря которым происходит переход от первой вселенной ко второй и третьей описаны Морено как пять главных этапов ролевого развития. Каждому из этапов соответствует базовая психодраматическая техника. Воспроизводя в психодраме процессы и механизмы естественного человеческого развития Морено действительно создает условия для развития всех участников процесса групповой терапии.
- Стадия идентификации себя с миром – ребенок воспринимает другого человека, мать как часть самого себя. На этой стадии переживание мира нет еще дифференциации между «Я» и «Ты». Мать, которая угадывает все желания ребенка и выполняет нужные ему действия как бы является продолжением его самого. Ребенок как бы управляет миром по своему желанию (в качестве мира выступает мать поэтому эта стадия и названа автором первичной вселенной). С психологическими феноменами, описанными на этой стадии, связана базовая психодраматическая техника – дублирование.
В процессе дублирования другой член группы, выполняющий функцию дубля выражает чувства главного героя, отрешившись от собственных переживаний и чувств. Дубль, словно доверяющая своему чутью мать предается вчувствованию в ситуацию и переживания протагониста. Он говорит то, что протагонист в данной ситуации не может почувствовать и сказать из-за вытеснения и подавления части внутреннего мира. Высказывания дубля не воспринимаются как чужой голос, как нечто отдельное, они воспринимаются как свой внутренний голос, за счет чего восстанавливается целостность внутреннего мира главного героя. При этом протагонист, принимая верные высказывания дубля, развивает их в своем монологе.
2.Этап. Ребенок концентрирует свое внимание на особой чужеродной части самого себя – на матери — начинается процесс знакомства с ролью.
- В континууме его переживаний эта чужеродная часть его самого начинает восприниматься как самостоятельная и ребенок начинает подобно зеркалу отражать внешнее проявления этой роли в своем поведении. Феномены этой стадии раскрываются в базовой психодраматической технике «Зеркало». При использовании этой техники другие участники группы стараются зеркально отразить поведение клиента на сцене. Видя себя со стороны, клиент имеет шанс оценить непродуктивные и разрушительные стратегии взаимодействия с другими и изменить свое поведение.
- На этом этапе ребенок не только воспринимает роль другого человека, но и может представить себя в этой роли и играть ее через внешнее подражание.
- На этом же этапе ребенок уже способен ощутить внутренний опыт, чувства и переживания, стоящие за этой ролью. В силу этого он способен, находясь в роли другого человека, смотреть на самого себя глазами этой роли, воспринимать себя извне.
Четвертый и пятый этапы ролевого развития соответствуют технике «Обмен ролями». В этой технике человек вживается в роль другого, чью роль он играет и пытается взглянуть на себя его глазами.