Ребенок бьет маму: что делать?
Что делать маме, которую бьет ее ребенок, зависит от причин, которые заставляют ребенка так себя вести. Причины, в свою очередь, зависят от возраста ребенка. Возможные причины вы можете найти в следующих разделах данной статьи.
ВАЖНО: Не разобравшись в причинах таких поступков, ваша борьба с таким поведением ребенка не даст положительных результатов.
Роль семьи
Семья для деток – первая, главная среда существования. Близкие люди способны стать болезнетворным организмом, провоцирующим процветание болезни, но, с другой стороны, оказать благотворное воздействие на устранение дефекта.
Большая роль в формировании логоклонии отводится модели воспитания. Риск развития патологии увеличивается в тех семьях, где малыша воспитывают в обстановке авторитарности, гиперсоциализации, повышенной эмоциональной связи с матерью. Ребенка не воспринимают таким, каков он есть, забирают право на становление как личности, ущемляют в правах. У родителей нет адекватного понимания малыша, его роли в социуме
Отсутствует внимание к возрастным потребностям
Атмосфера в семье – другой провоцирующий фактор логоневроза. Скандалы, выяснение отношений, недопонимание между родителями выступают в роли хронического стрессора. Особое значение отводится насилию, диктатуре в семейной обстановке. Столкнувшись с проблемой логоневроза, многие родители подсознательно выбирают неправильный путь реагирования. Первая реакция – сопротивление, неприятие болезни, стремление к быстрейшему избавлению от дефекта.
Мало проинформированные о заболевании родственники допускают роковые ошибки в занятиях с детишками. Они проявляют повышенный контроль, тревогу, заставляют малыша повторять фразы по несколько раз. Тревога близких передается больному. В такой ситуации дефект усугубляется
Негативное отношение матери к недугу провоцирует повышенное внимание к речевым недочетам маленьких больных, усиливая чувствительность к проблеме
Обследование родителей, чьи дети страдают логоневрозом, выявило следующие отклонения в психическом состоянии взрослых, и, прежде всего, матери: чувство вины, тревога, растерянность, безнадежность, волнение за будущее малыша. Бесполезные попытки устранить заболевание дезорганизуют семью
Поэтому родителям стоит обращать внимание и на свое состояние, отражающееся на психологическом фоне маленького больного
Опираясь на данные, полученные в ходе бесед с мамочками больных деток, удалось выявить следующие модели отношения к проблеме:
- препятствие, нуждающееся в преодолении – все перепробовали, это последняя надежда;
- незаслуженное наказание, расплата за грехи – за что нам это;
- болезнь, нуждающаяся в лечении – болеет, потому что слабенький;
- запятнанная репутация – откуда это в нашей образованной, прекрасной семье;
- проявление тяжелого характера – кривляется от вредности;
- отсутствие проблемы – разное бывает, и так пройдет.
Все перечисленные позиции являются деструктивными в отношении прогресса в лечении логоневроза. Учитывая, что дети в большинстве случаев подражают реакциям взрослых, вряд ли стоит ждать адекватной оценки от самого больного, а значит, положительной тенденции в лечении логоклонии.
Единственно верная реакция реагирования на проблему – сплочение семейного коллектива. С
Необходимо создание для детей благоприятной атмосферы в семье, адекватное участие в лечении без гиперопеки, но с оказанием поддержки.
Родители обязаны помнить, что своим поведением оказывают мощнейшее воздействие на потенциал своего чада.
Годовалый ребенок бьет маму
Чаще всего малыш бьет маму веселясь или не осознавая серьезности своего поведения. Таким образом можно выделить следующие причины:
- Ребенок балуется, у него избыток энергии
- Кроха изучает окружающий мир, в том числе свое тело, его возможности
- Так малыш выражает свои эмоции. В жизни ребенка начали появляться запреты, поэтому таким образом он может протестовать
- Ребенок хочет обратить на себя внимание родителей
ВАЖНО: Не думайте, что ваш любимый малыш хочет вас обидеть и сделать больно. В возрасте одного года ребенок бьет маму неумышленно
Ребенок 2 года бьет маму
Наиболее остро такая проблема встает к двум годам. Причины таких поступков следующие:
- Ребенок выражает свои эмоции. В этом возрасте ребенок еще плохо разговаривает, не умеет правильно общаться и контролировать себя
- Так ребенок привлекает внимание взрослых. Даже если малыш научился говорить, он не всегда может этим воспользоваться
- Кроха может выражать свое недовольство и несогласие с чем-либо, пытаться добиться желаемого. Не идите на поводу. Если вы дадите ребенку то, чего он хотел, ударив вас — это обязательно повторится
- Ребенок изучает границы дозволенного. Дайте ему понять, что ударить маму — это значит выйти за дозволенные рамки
ВАЖНО: В возрасте 2 лет ребенок начинает осознанно причинять боль маме, его поведение становится умышленным. А значит вам следует более серьезно подойти к решению данной проблемы, дабы избежать ее повторения по мере взросления ребенка
Заикание у левши
В настоящее время увеличилось количество сторонников теории о том, что у левши, переученного владению правой рукой, в большинстве случаев развивается логоневроз. Свидетельство этому – множество историй, рассказанных взрослыми, перенесшими в детстве подобный горький опыт.
Мужчина, 50 лет. С раннего детства, со слов его матери, мальчика стали переучивать с леворукости на владение правой рукой. В результате с 5 лет парень стал заикаться. С тех пор дефект не отпускал его, сохраняясь по сей день.
Интересная история произошла с другим мужчиной. Начало – как у всех: в детстве переучили с левой руки на правую, что привело к заиканию. Вскоре мальчик заболел полиомиелитом, правая рука оказалась парализованной. Больному пришлось все учиться делать левой рукой. Овладев навыками леворукости, обнаружилось, что дефект исчез.
Подтверждению связи переученной леворукости с логоневрозом достаточно. Но ученые спорят о механизмах этой связи.
Одни утверждают: причина – в работе полушарий. Для мозга характерно явление латеральности. Одно полушарие у человека оказывается доминирующим. У основания мозга происходит перекрест нервных путей, поэтому у левши преобладает правое полушарие, у правши – левое.
Когда левшу переучивают, то происходит усиление воздействия левого полушария, слабого у них от природы. Получается, что контроль обоих полушарий уравнивается. Это неестественно, претит природному функционированию мозга. В результате, как одно из последствий, получаем заикание.
Другая теория берет за основу психическое напряжение, под которое попадает ребенок во время переучивания. Известны случаи, когда детям привязывали левую руку к туловищу для обездвиживания. Если они пытались высвободить «любимую» конечность, на них кричали, даже били.
Левшей облачали в специальные шлейки с ограничением движений левой конечности. Приклеивали к парте тетрадь с правой стороны. Прибегали к другим ухищрениям. И пусть со временем методы переучивания смягчились, окультурились, напряжение не уходит.
Для эмоционального ребенка повышенное напряжение, контроль являются большим испытанием, исходом которого становится невроз. Одним из симптомов невроза является заикание.
В целом становится понятно, что переучивание левши несет в себе определенные риски по поводу возникновения лалоневроза.
Ребенок 3 года бьет маму
В этом возрасте наступает период, когда изменяется система взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Этот период можно обозначить, как кризис трех лет. Ребенок отчасти становится самостоятельным, обретает независимость. Поэтому к причинам детской агрессии из предыдущей главы добавляются еще несколько:
- Малыш проявляет упрямство
- Ребенок утверждает право на собственное мнение. Ребенок все чаще произносит слова «Я сам». Дайте иногда вашему малышу возможность сделать что-то незначительное самому
ВАЖНО: У малышей агрессия обычно нарастает в период дошкольного возраста, а на спад идет ближе к первому классу.
Общественное — мне
Это начинается еще в детстве: сначала« хочу Барби, как у Маши и Алены», потом« все ходят без шапок, а я как дура», потом« да кого в наше время интересует диплом?»… Ты следуешь не конкретному образцу, а неким массовым тенденциям.
Пару месяцев назад я увидела у подруги пятый ай-телефон. Зная размер ее заработка, поинтересовалась, не выдали ли ей премию. Оказалось, что выдали. Только не премию, а кредит на два года. Причем на вопрос, чем отличается менее дорогая четвертая модель от пятой, она заявила: «На работе у всех пятый». Так желание подражать более обеспеченным знакомым делает нас заложниками вещей: вместо похода в кино с друзьями мы идем платить очередной взнос по кредиту. А ощущение мажорности улетучивается, как только поступает в продажу усовершенствованная модель.
Стремление быть в тренде может стоить тебе не денег, а, допустим, времени, настроения, карьеры, здоровья. Сколько твоих знакомых ходили на митинги в поддержку кого-нибудь, не удосужившись даже прочитать программу поддержанного товарища? А сколько пытались поступить на юрфак потому лишь, что« полкласса туда поступает»? Да и ты сама наверняка посмотрела« лучший фильм отечественного кинематографа», изнывая от скуки, а потом хвалила его взахлеб, потому что все хвалят. А на «кремлевской» диете не сидела случайно за компанию с подружками?
Ребенок бьет маму — Комаровский
Вопреки общепринятым советам психологов доктор Комаровский предлагает следующий метод решения вопроса:
- При таком поведении необходимо показать, кто главнее
- Когда ребенок бьет маму, она имеет полное право слегка ударить ребенка в ответ. Однако мама должна контролировать силу удара и свои эмоции
ВАЖНО: При наличии финансовой возможности доктор Комаровский рекомендует разобрать ситуацию с опытным детским психологом
Если ребенок бьет маму, как себя вести?
В зависимости от причин агрессивного поведения и возраста ребенка можно выделить следующие пути решения проблемы:
- Остановить и дать понять ребенку, что так делать нельзя
- Со строгим выражением лица и стальным голосом объяснить ребенку, что такое поведение неприемлемо
ВАЖНО: Не бейте ребенка в ответ. Такое поведение — непозволительно ни ребенку, ни взрослому
- В ответ на попытки ребенка вас ударить ни в коем случае не унижайте и не оскорбляйте его
- Не доводите ребенка до истерики своими нравоучениями. Ваша речь должна быть строгой и лаконичной
- Объяснить ребенку, что вам неприятно и больно
ВАЖНО: Дети не понимают, что такое стыд. Не тратьте свое время на то, чтобы пристыдить своего ребенка
- Если попытки ударить вас повторяться — не позволяйте ребенку это сделать, удержав руки
- Показать ребенку, каким способом он может выразить свои эмоции. К примеру, можно прижать к себе, поцеловать
- Нельзя притворяться плачущим или делать вид, что вам очень больно — это обман. Ребенок может расценить ваш поступок, как игру. И как следствие — повторить свое поведение
ВАЖНО: Родители должны быть последовательны, согласованы и терпеливы
- Необходимо отвлечь внимание ребенка на что-либо другое. К примеру, если ребенок пытается вас ударить из-за того, что вы не пускаете его на качели, которые заняты — обратите его внимание на проезжающую машину или бегающих рядом детей
- Нельзя запрещать ребенку слишком многое. Запреты должны быть, но в разумной мере. Старайтесь находить компромиссы. К примеру, если ребенок очень хочет смотреть мультики, то договоритесь о просмотре лишь одной его любимой серии
- Научитесь слушать своего ребенка. Возможно, ему просто не хватает внимания
- Проанализируйте режим дня ребенка. Возможно, он просто слишком устает: мало спит, мало бывает на свежем воздухе
- Ребенку более старшего возраста необходимо объяснить, что с ним происходит. К примеру, он должен знать, что злость — это нормальное чувство, но испытывать его нужно иначе: нарисовать злость, побить детскую грушу
- Если ребенок старшего возраста продолжает драться — нужно выработать систему наказаний, которой будет придерживаться вся семья. Главное действовать последовательно: объяснить, предупредить, наказать
ВАЖНО: Как бы вы не реагировали на такой поступок, главное — объяснить ребенку, что это не он плохой, а всего лишь его поведение
Лечение
Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.
При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.
Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов
Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.
При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.
Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.
В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.
Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл.
Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.
От родителей требуется соблюдения некоторых правил:
- поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
- создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
- с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
- контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
- проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
- осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.
Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.
Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.
Как отучить ребенка бить маму: советы психолога
Чтобы отучить ребенка бить маму, необходимо выработать определенную модель поведения, которая будет зависеть непосредственно от причин таких поступков.
- Если ребенок чувствует дефицит вашего внимания, а вы в ответ на его поведение ругаете его и не хотите брать его на руки — это спровоцирует еще больший всплеск эмоций
ВАЖНО: Выявите причины такого поведения ребенка, указанные в этой статье выше. И действуйте так, чтобы причина эта сошла на нет
- Обратите внимание на мультфильмы и фильмы, которые смотрит ваш ребенок
- Проанализируйте, не общается ли ребенок со сверстниками, которые позволяют себе такое поведение
- Прежде чем бороться с таким поведением вашего ребенка, проанализируйте, в какой среде он растет. Дети всегда копируют своих родителей. Исключите громкие ссоры, слезы, повышенные тона, драки и любые другие ситуации, способные спровоцировать вашего ребенка вести себя таким же образом
И помните: счастливый ребенок может вырасти лишь в счастливой семье.
Мир в миниатюре
Игры с элементами подражания взрослым содержат в себе и другие возможности для развития ребенка
Например, готовя обед для собственных кукол, девочки невольно усваивают правила пищевой гигиены, о важности которой сегодня так много говорят ученые. Маленькие “мамы”, как правило, тщательно составляют “диетически сбалансированное” меню
“Нет, Лялечка, — объясняет Полина своей кукле, — пирожное тебе сегодня нельзя. Надо кутать морковку и салат, потому что в нем много витаминов”. Вот вам еще один способ разрешения внутреннего конфликта: “Я не люблю морковку, но я должна ее есть”. А в один прекрасный день маленькие поварята и домоправительницы уберут тарелки со стола, возьмут в руки губку и попытаются вымыть посуду, чтобы помочь нам уже не понарошку, а на самом деле. И вполне может быть, что, по-настоящему вступив на арену взрослых дел, они и вправду полюбят полезную морковку…