Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.
Импринтинг (от англ. Imprint – запечатление) – вид памяти для приобретения опыта или навыков. Занимает промежуточную ступень между врожденными инстинктами и обучением. Этот термин относится к механизму психофизиологии, с помощью которого мозг фиксирует впечатления, воспринимающиеся организмом на определенном возрастном этапе. Запечатление происходит в течение одного мгновения и его практически нельзя изменить.
В психологию термин импринтинг пришел из зоопсихологии. Австрийский ученый в области биологии К.Лоренц, на основе анализа поведения представителей фауны, изучил запечатление и дальнейшие повадки человека. Вначале предполагалось, что механизм импринтинга работает только в начальный период после рождения, т.к. адаптация к окружающей среде у детенышей животных происходит быстрее, чем у человека. У зверей в основе импринтинга находится инстинкт, который необходим для выживания.
Для людей он имеет более глубокое назначение. Он возникает без четких рамок по возрасту: в период взросления, становления личности, в результате психотравмирующих ситуаций и адаптации в социальной сфере. Все это является успехом выживания человека.
Возникновение импринтинга в молодом возрасте происходит чаще и интенсивнее, особенно в такие важные моменты, как:
- поступление в учебное заведение;
- начало или смена работы;
- переезд на другое место жительства;
- смена социального статуса.
Подобных ситуаций очень много, и чем сильнее стрессовый момент, тем быстрее происходит подкорковое запечатление. Иногда человек не помнит, при каких обстоятельствах произошел стресс, поэтому опыт проявляется в поведении автоматически.
Американский генетик Х.Кроуз на основании исследований о генетике дал понятие геномного импринтинга. Он проявляется как у людей, так и у животных.
Импринтинг гена – это эпигенетический механизм, при котором осуществляется передача потомству одной части генов от отца, второй – от матери.
Но существуют и другой геномный импринтинг. Примеры могут быть разными: у ребенка могут проявиться иные наследственные способности, которых нет у родителей, но ими обладали ранние поколения родственников. То же самое, и с внешними данными.
Такой импринтинг иногда влечет за собой отрицательную генетику. От предыдущих поколений ребенок может унаследовать риск возникновения патологий и нежелательных синдромов.
По данным статистики, люди с оптимистическим настроем имеют более крепкое здоровье и живут дольше пессимистов. Поэтому больного человека стараются приободрить и поднять настроение, т.к. от позитивных эмоций быстрее выздоравливают.
Импринтинг используется и в медицине. Исследование фрагментов генетического материала позволяет выявить наследственные заболевания. Диагностика проводится на любом возрастном этапе, в том числе в пренатальном.
Общие знания о сознании человека дают ответ на вопрос об этапе готовности нервно-психической системы к импринтингу. Исследования данного феномена в первую очередь сконцентрированы на пренатальной психологии и периоде после рождения.
Австрийский психолог З.Фрейд утверждал, что рождение является первой психологической травмой. Это определение имеет название – катарсис. Термин внесен в медицинский Энциклопедический словарь.
Оральный
Первичный импринтинг называется оральным, т.к. для новорожденного молоко матери является единственным источником для выживания. Материнская грудь и объятия дают малышу зону уюта и ощущение безопасности. Это считается отправной точкой, от которой начинается расширение безопасной зоны в будущем.
Территориально-эмоциональный
Человек нуждается в личном пространстве и освоении своего статуса с самого раннего детства. Это выражается в выборе места для игр. Разброс игрушек малышом – своеобразная «метка» своей территории.
Во взрослом состоянии человек осваивает территорию в виде переезда на другое место жительства, оформляя в собственность землю и дом. От уровня обучения зависит, какую роль он будет играть в обществе: доминанта или подчиненного.
Вербальный
От данного вида импринтинга зависит речь и ее распознавание среди других звуков, а также мышление и узнавание символов. Вербальный импринтинг является способом коммуникации человека.
Социальный
Формирование разных видов запечатлений на основе главных ценностей и межвидовых взаимоотношений. Запечатление в результате общения с человеком может быть и положительным, и отрицательным. Происходит невольное впитывание информации и в дальнейшем происходит подражание в поведении или деятельности.
Социальные запечатления имеют огромное значение в отношении религии, семьи, выбора супружеского партнера, а также влияют на способности и увлечения.
Проблемы и расстройства в сексуальной сфере напрямую зависят от социальных импринтов.
Модель контуров была истолкована Т.Лири, как связь с определенным этапом биологического или социального развития. Контуры – это система уровней сознания, сконцентрированных на одном из этапов. Американский психолог отметил семь импринтов и сконструировал модель сознания.
Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники.
Биовыживательный
Этап выживания определяется в раннем возрасте. Человек выделяет для себя безопасные и враждебные места.
Все, что происходит на данной стадии, отражается на следующих чертах характера:
- уверенность или беспокойство;
- жажда к исследованиям;
- независимость или полная подчиненность.
В опасной ситуации биовыживание овладевает мозгом человека и действует как безусловный рефлекс. Например, на человеку угрожают оружием. Убежать или обезвредить преступника – решит биовыживание. По прошествии времени человек не помнит, когда случился момент принятия данного решения.
Эмоционально-двигательный
Возникает на этапе, когда малыш встает на ноги и начинает ходить. Начинается борьба за главенство в рамках семьи. Запечатленный уровень статуса автоматически работает в будущем.
Важность импринтинга в первую очередь должны осознать родители, которые воспитывают ребенка. Импринтинг у маленьких детей происходит на подсознательном уровне, и отрицательные стрессовые ситуации могут негативно повлиять на их поведение в будущем.
На этой стадии в человеке определяются следующие качества:
- главенство или подчинение;
- уверенность в себе или сомнения;
- сильное или слабое эго;
- уровень статуса.
Импринт неудачника в системе эмоционально-двигательного контура будет чувствовать неуверенность, злость и беспокойство. Если он случайно станет хозяином положения, чувства будут те же.
Ментально-манипуляционный
Во время данного контура у ребенка происходит осмысление языка и речи. Этот импринт отвечает за мышление и создание карт реальности. По мере возрастания объема информации, мыслительные процессы действуют быстрее. Новые карты реальности в будущем влияют на создание технологий, которые непредсказуемо меняют психологические, экономические и политические отношения.
Ментально-манипуляционный контур воздействует на такие факторы, как:
- качество речи;
- ловкость движений;
- быстрота соображения.
Этот импринт представляет собой систему, отвечающую за коэффициент непредсказуемости. Данная ступень отодвигает эволюционные нормы и работает в качестве революционного фактора.
Сексуально-социальный
В подростковом периоде у ребенка формируется сексуальная личность. В первую очередь устанавливается мораль, которая обеспечивает процесс цивилизации. Из этого складывается отношение к семье, нации, государству.
На данном этапе возникает взрослая личность с такими качествами, как:
- нравственность;
- покорность;
- добропорядочность;
- родительство.
Сексуально-социальный контур отвечает за установление моральных норм, продолжение рода и воспитание детей.
Контур наслаждения
Уровень сознания, который открывает тело человека как способ наслаждения. Он представлен в виде йоги, гипноза, шаманизма. Контролирует наслаждение, блаженство, реакцию «кайфа», исцеление верой.
Контур экстаза
Этот импринт вступает в силу, когда нервная система осознает свой контроль над телом. Человек впадает в экстаз, наслаждаясь ее интенсивным функционированием.
Нейрогенетический
Система является коллективной, т.к. объединяет все этапы эволюции. Активирует работу всего необычного и феноменального в нервной системе человека. К типу нейрогенетического контура относятся мифические герои, которые управляют сознанием людей.
Импринтинг – система приобретенного поведения. Он характеризуется автоматизмом действий и является лишь маленьким шагом в сравнении с врожденными и приобретенными инстинктами.
Безусловные рефлексы (врожденные) предусматривают определенность и установленную структуру поведения. С ними человек рождается и этому нельзя научиться. Врожденный рефлекс не допускает ошибок в тех или иных ситуациях. Например, чихание, одергивание руки от горячего утюга, зажмуривание в случае приближения предметов. Такие действия выполняет каждый человек с рождения.
Условные рефлексы (приобретенные) – более рискованные. При неправильной постановке учебного процесса, необходимый паттерн в поведении может не возникнуть. Эта модель компенсируется гибкостью в приспособлении к меняющимся ситуациям.
Существует противоположное понятие импринта – термин реимпринтинг. Это когда человек перепрограммирует полученное обучение на соответствующем этапе развития. Как отменить действие импринтинга, или как избавиться от него, знают психологи и психотерапевты.
Мы постоянно сталкиваемся с ощущениями, которые нам кажутся необычными и абсурдными, но в итоге они оказываются правдивыми. Например:
- Организм девушек имеет в несколько раз больше рецепторов боли, чем организм парней. Вследствие этого, природа создала защитную систему для увеличения болевого порога. Поэтому представители мужского рода хуже переносят боль, чем женщины.
- Люди с высокими показателями IQ видят сны и запоминают их. Во время неожиданного пробуждения они пребывают в ясном уме.
- Когда человек хмурит лицо, организм сжигает калории. Исходя из этого, можно извлечь пользу: если на всех смотреть ненавидящим взглядом, то появится бесплатная возможность похудеть к лету.
Существует много непонятного и непредвиденного в жизни и поведении людей. Многие факты выглядят тайнами, раскрыть которые помогает теория импринтинга.
Если вы не хотите сдаваться и готовы реально, а не на словах, бороться за свою полноценную и счастливую жизнь, вам может быть интересна эта статья.
импринтинг— понятие, введенное К. Лоренцом, означающее раннее запечатление у животных.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
импринтинг Этимология.Происходит от англ. imprint — запечатлевать.Автор.К.Лоренц.Категория.Раннее запечатление у животных.Специфика.Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с отношением к родителям. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
ИМПРИНТИНГсм. Запечатление.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
ИмпринтингВид научения, происходящего на ранних этапах жизни животного. Импринтинг обычно начинается вскоре после рождения. В результате возникает жесткая привязанность к взрослому животному (обычно матери), которая впоследствии с трудом поддается изменению. Импринтинг часто происходит во время специфического периода в жизни животного, известного как сепзитивиый период, и характеризуется «реакцией следования», когда молодое животное следует повсюду за объектом привязанности. Эта разновидность импринтинга обычно называется филиальиым импринтингом. Молодое животное воспринимает определенные характеристики матери и подходит только к ней, а не к другим взрослым представителям своего вида, которые могут напасть на него. В процессе полового импринтинга молодое животное запоминает характеристики (расцветку, плюмаж и т. д.) представителей противоположного пола своего вида, что является жизненно важным условием для последующего успешного ухаживания и спаривания. У диких утоккрякв половой импринтинг чаще происходит у самок, поскольку самцы обладают яркой окраской и их легко отличить от других видов уток. Для самцов задача распознавания представительниц своего вида, судя по всему, является более трудной, из-за невзрачной окраски самок и их сходства с другими видами уток. У животных, воспитанных представителями близкого вида, впоследствии может развиться половой импринтинг к этому виду. Наиболее частое межвидовое скрещивание в результате импринтинга наблюдается у самцов диких уток.Половой импринтинг чаще всего развивается в рамках одного вида, реже — между представителями сходных видов и совсем редко — между представителями разных видов. У некоторых птиц, воспитываемых в домашних условиях, иногда возникает жесткая фиксация на человеке; последствия такого импринтинга являются очень стойкими и создают значительные проблемы в спаривании с представителями своего вида. Вопрос об импринтинге у млекопитающих является более спорным. Молодые ягнята и козы выказывают признаки импринтинга, и теория Боулби о привязанности детей к родителям во многом опирается на исследования по импринтингу.
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000. Синонимы : Импринтинга мозга и обучения сознания человека корректируется под оптимальное выживание вида в физическом мире. В ХХ веке знаменитый нейролог Тимоти Лири (доктор психологии) определили 4 импринта (идею этих импринтов в дальнейшем поддержал и стал развивать Роберт Уилсон). Всего четыре первых программы отвечают за выживание вида, в эти 4 программы отвечают за личностную модель взрослого человека (по высказыванию Лири, определяет стадию эволюции человека как личиночную), своего рода — биоробот, четко фиксированный на уровне первоначальных рефлексов, словно попавший в западню. Следующие программы определяют дальнейшую эволюцию человека. Дальнейшая эволюция обусловлена правым полушарием мозга, в большинстве видов человеческого существа мало задействовано в течении жизни.
Расстройства, связанные с импринтингом
Импринтинг может вызвать проблемы при клонировании , поскольку клоны имеют ДНК, которая не метилирована в правильных положениях. Возможно, это связано с нехваткой времени для полного перепрограммирования. Когда ядро добавляется к яйцеклетке во время переноса ядра соматической клетки , яйцеклетка начинает делиться через несколько минут по сравнению с днями или месяцами, которые требуются для перепрограммирования во время эмбрионального развития. Если время является ответственным фактором, можно отложить деление клеток в клонах, давая время для правильного перепрограммирования.
Аллель гена «callipyge» (от греческого «красивые ягодицы»), или CLPG, у овец дает большие ягодицы, состоящие из мышц с очень небольшим количеством жира. Фенотип с большой ягодицей возникает только тогда, когда аллель присутствует в копии хромосомы 18, унаследованной от отца овцы, а не
в копии хромосомы 18, унаследованной от матери этой овцы.
Экстракорпоральное оплодотворение , включая ИКСИ , связано с повышенным риском импринтинговых расстройств с отношением шансов 3,7 (95% доверительный интервал от 1,4 до 9,7).
Мужское бесплодие
Эпигенетическая дерегуляция гена, импринтированного H19 в сперматозоидах, связана с мужским бесплодием . Действительно, потеря метилирования импринтированного гена H19 наблюдалась, связанная с гиперметилированием промотора гена MTHFR в образцах спермы от бесплодных мужчин.
Прадер-Вилли / Ангелман
Первыми импринтированными генетическими нарушениями, описанными у людей, были взаимно унаследованные синдром Прадера-Вилли и синдром Ангельмана . Оба синдрома связаны с потерей хромосомной области 15q11-13 (полоса 11 длинного плеча хромосомы 15). Эта область содержит отцовские экспрессируемые гены SNRPN и NDN и материнский экспрессируемый ген UBE3A .
- Отцовское наследование делеции этой области связано с синдромом Прадера-Вилли (характеризуется гипотонией , ожирением и гипогонадизмом ).
- Наследование той же делеции по материнской линии связано с синдромом Ангельмана (характеризуется эпилепсией , тремором и постоянно улыбающимся выражением лица).
DIRAS3 (NOEY2 или ARH1)
DIRAS3 – это отцовский экспрессируемый и материнский импринтированный ген, расположенный на хромосоме 1 у человека. Снижение экспрессии DIRAS3 связано с повышенным риском рака яичников и груди; в 41% случаев рака груди и яичников белок, кодируемый DIRAS3, не экспрессируется, что позволяет предположить, что он функционирует как ген-супрессор опухоли . Следовательно, если происходит однопородная дисомия и человек наследует обе хромосомы от матери, ген не будет экспрессироваться, и человек подвергнется большему риску рака груди и яичников.
Другие
Другие условия , связанные с импринтинга , включают синдром Беквит-Видемана , синдром Серебристо-Рассел и Pseudohypoparathyroidism .
Преходящий неонатальный сахарный диабет также может включать импринтинг.
« Теория импринтированного мозга » утверждает, что несбалансированный импринтинг может быть причиной аутизма и психоза .
Теория Тимоти Лири
Ученый в области нейрологии и психологии Тимоти Лири, сформировал несколько типов импринтинга, которые относятся непосредственно к людям.
Оральный импринтинг
Самый ранний вид импринтинга. Для новорожденного младенца, первым и главным в его жизни является материнское молоко, как источник питания, а также материнская ласка, которая помогает ребенку получить чувство защищенности.
Территориально-эмоциональный импринтинг
Это вид импринтинга, благодаря которому человек может привыкнуть к той или иной среде, и запечатлеть ее особенности. Как взрослые, так и дети, тем или иным образом, обозначают свое пространство: например, начиная с выбора комнаты в жилище и заканчивая оформлением документов в отношении частной собственности.
Вербальный импринтинг
Данный способ помогает индивиду запоминать разные звуки и символы, из которых состоят слова и предложения. Это способствует развитию речи и налаживанию взаимоотношений в обществе.
Социальный (социополовой) импринтинг
Для человека характерна избирательная открытость наряду с ярко выраженной восприимчивостью (сензитивностью).
Социальный импринтинг представляет собой разные типы запечатлений, во время которых фиксация происходит на основе базовых ценностей, межполовых, этнических и прочих стереотипах.
Представление, усвоенное в ходе общения с другими людьми или в процессе подражания им, может быть как положительным, так и отрицательным.
В любом случае человек настолько впитывает информацию об этом представлении, что вольно или невольно в своем поведении или деятельности следует ему.
Такие импринты имеют глобальное значение в плане того, что обуславливают отношение к семье, к религии, к выбору спутника жизни и т. д.
Они имеют колоссальное влияние на общие установки, способности и интересы человека.
Психология потребителя
Как дети, так и взрослые подвержены внешнему влиянию. Любой индивид может попасть в ловушку в том случае, если он будет зациклен на каком-то конкретном образе.
Это может относиться к имиджу, определенной диете, религиозным принципам и т.д.
Впечатлительным людям, необходимо проявлять особенную осторожность в отношении восприятия новой информации. Им следует развить к ней критический настрой. Это обуславливается тем, что многие рекламные компании ориентируется, как раз на таких доверчивых и наивных людей
Они очень грамотно и точно используют приемы, которым люди придают большое значение, в корыстных целях
Это обуславливается тем, что многие рекламные компании ориентируется, как раз на таких доверчивых и наивных людей. Они очень грамотно и точно используют приемы, которым люди придают большое значение, в корыстных целях.
Затрагивая скрытые области психики, они провоцируют у человека потребность, и тут же предлагают ее удовлетворить за относительно сносную плату. Вследствие такой психологии потребителя и отсутствия здоровой критичности, человек может нерационально использовать свои финансы, совершая бессмысленные покупки.
Супермаркеты и телевидение делают все возможное для того, чтобы продвинуть свой товар. Естественно, они весьма умело используют в своих целях импринтинг и правило взаимного обмена.
Определение
С точки зрения специалистов в области психологии, импринтинг – это механическая реакция мозга, позволяющая зафиксировать в памяти образы, впечатления, убеждения и т. п. в критической ситуации. Стоит обратить внимание на то, что подобный механизм работает лишь в момент уязвимости психики человека, и процесс проходит на подсознательном уровне, совершенно не затрагивается логикой и сознанием. Со временем эти образы могут формировать устойчивую линию поведения человека.
Импринтинг – это тот процесс, который невозможно проанализировать с точки зрения логики, поскольку он происходит в момент сильнейших эмоциональных всплесков. В связи с этим важные формирующие человеческое поведение образы очень сложно изменить или скорректировать. С некоторыми, самыми тяжелыми случаями врачи не могут справиться традиционными методами психотерапевтического лечения. Иными словами, импринтинг – это самый первый процесс социализации, представляющий собой формирование норм поведения на основании первого впечатления.
Геномный импринтинг
Генетик из США Х. Кроуз вывел понятие, которое называется геномный импринтинг. Он может проявляться у определенных растений, животных и людей.
Геномным импринтингом называется такая наследственность генов, в случае которых структура ДНК никоим образом не изменяется.
Смысл заключается в том, что гены, находящиеся в семенной жидкости самца или в яйцеклетке самки, просто отключаются. Это значит, что они не участвуют в передаче их потомству.
По этой причине, детеныш получает одну часть наследственности от своей матери, а вторую – от отца. В подобных ситуациях следует учитывать и другие факторы, когда у потомства появляются иные генетические «метки».
Например, ребенок может унаследовать какие-либо особенности, которые отсутствуют у его родителей, однако были у его бабушки или дедушки.
Подобный вид генетического приобретения достаточно опасен, поскольку возникает риск развития тех или иных патологий.
Особенности психологии маленького ребенка
Ученые утверждают, что детская психика по своим характеристикам очень схожа с психикой животных. У них также присутствует ярко выраженный импринтинг.
Как для младенца, так и для его родителей, самыми значимыми являются первые месяцы после рождения. В это время формируются важнейшие психологические особенности.
Материнская и отцовская забота, наряду с другими событиями, воспринимаются ребенком как образец. Происходит это вследствие импринтинга.
Малыш очень быстро запоминает поведение окружающих его людей. В будущем он непременно попытается воспроизвести то, что запечатлелось в его психике в этот период времени.
Именно поэтому так важно, в какой атмосфере живет и воспитывается ребенок в первые годы своей жизни. Как тут не вспомнить известную пословицу: «Дайте нам воспитать ребенка до 5 лет, а потом делайте с ним, что хотите, – вы его не измените». Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?
Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?
Как тут не вспомнить известную пословицу: «Дайте нам воспитать ребенка до 5 лет, а потом делайте с ним, что хотите, – вы его не измените». Кстати, а вы знаете, в каком народе появилась эта поговорка?
Отличие импринтинга от условных и безусловных рефлексов
Импринтинг – система приобретенного поведения. Он характеризуется автоматизмом действий и является лишь маленьким шагом в сравнении с врожденными и приобретенными инстинктами.
Безусловные рефлексы (врожденные) предусматривают определенность и установленную структуру поведения. С ними человек рождается и этому нельзя научиться. Врожденный рефлекс не допускает ошибок в тех или иных ситуациях. Например, чихание, одергивание руки от горячего утюга, зажмуривание в случае приближения предметов. Такие действия выполняет каждый человек с рождения.
Условные рефлексы (приобретенные) – более рискованные. При неправильной постановке учебного процесса, необходимый паттерн в поведении может не возникнуть. Эта модель компенсируется гибкостью в приспособлении к меняющимся ситуациям.
Эксперименты Конрада Лоренца по исследованию импринтинга
Эксперименты Конрада Лоренца по исследованию импринтинга
Конрад Захария Лоренц родился 7 ноября 1903 г. в Вене в семье преуспевающего хирурга-ортопеда. В 1922 г. Лоренц, решив заняться медициной, поступил в Колумбийский университет в Нью-Йорке, однако спустя полгода продолжил учебу уже на медицинском факультете Венского университета. Лоренц на протяжении всей своей жизни испытывал, по собственному признанию, «страстную любовь к животным», следствием чего стало одно из первых открытий Лоренца — феномен импринтинга (запечатления), представляющий собой особую форму научения, которая наблюдается на ранних этапах жизни животных.
Для новорожденных утят, например, первый попавшийся в их поле зрения объект выступает как определенный притягательный символ, за которым они готовы следовать, не осознавая роль и предназначение этого объекта. Лоренц установил, что, едва вылупившись из яйца, утята были заняты поиском «образа матери». Для определения своей матери они высматривали всего лишь одну конкретную субмодальность. Единственное, что должна была делать их мать, — это двигаться. Если появлялся двигающийся объект, они начинали повсюду следовать за ним. По прошествии одного дня с небольшим импринт матери у утят завершался. После этого они уже полностью игнорировали даже свою настоящую мать, если таковую им пытались вернуть, и в данном случае повсюду следовали за этим пожилым австрийцем. Конрад Лоренц проводил такие опыты: первым, что видели новорожденные серые гусята, было его лицо, в результате чего в их память запечатлевала, что это — «мама». Взрослея, они использовали все мыслимые и немыслимые поводы, чтобы направиться вслед за ним, как за матерью-гусыней, например, когда Лоренц прогуливался или шел на пруд купаться, они за ним начинали бегать. Точно так же гусята следовали за Лоренцом в кабинет и собирались вокруг его письменного стола. Эти факты подтверждают известные фотографии экспериментов.
Сексуальный отпечаток
Сексуальный импринтинг
— это процесс, с помощью которого молодое животное узнает характеристики желаемого партнера. Например, самцы зебр-зябликов, по- видимому, предпочитают партнеров по внешнему виду женской птицы, которая их выращивает, а не по виду биологического родителя, когда они разные.
Сексуальное влечение к людям может развиваться у млекопитающих или птиц, не относящихся к человеку, в результате сексуального импринтинга, когда они выращиваются людьми из птенцов. Одним из примеров является самка гигантской панды Чи Чи из Лондонского зоопарка . Когда ее доставили в Московский зоопарк для спаривания с самцом гигантской панды Ан Ань, она отказалась от его попыток спариться с ней, но полностью представила себя смотрителю зоопарка.
Обычно это происходит у птиц, выращиваемых на соколиной охоте после вылупления человеком. Таких птиц в соколиной охоте называют «отпечатками». Когда необходимо получить отпечаток, заводчик позволяет самцу совокупиться головой, в то время как они носят специальную шляпу с карманами для сбора спермы самца . Затем заводчик ухаживает за подходящей импринтной самкой птицы (включая предложение еды, если это является частью нормального ухаживания этого вида ). Во время «совокупления» заводчик кладет ладонь одной руки на спину самки, чтобы обозначить вес самца, а другой рукой использует пипетку или шприц для подкожных инъекций без иглы, чтобы впрыснуть семя в полость. женская клоака .
Сексуальный отпечаток на неодушевленных предметах — популярная теория развития сексуального фетишизма . Например, согласно этой теории, отпечаток на туфлях или ботинках (как в случае с гусями Конрада Лоренца ) может быть причиной обувного фетишизма .
Верность Роду: Социально-карьерный импринт
Психологи часто приводят пример того, как выходцы из «низших социальных классов» не могут
а) всё-таки получить диплом о высшем образовании,
б) занять руководящую должность,
в) позволить себе зарабатывать много денег
исключительно потому, что их родители и родители их родителей не имели всего этого.
«Выскочить» за пределы родового сценария для них равносильно тому, чтобы «предать своих предков» и оказаться без компаса на просторах океана.
Это как в песне поётся:
«Сам себя считаю городским теперь я,
Здесь моя работа, здесь мои друзья.
Но всё так же ночью снится мне деревня.
Отпустить меня не хочет родина моя».
Этот импринт наблюдается далеко не во всех случаях. Он возникает только тогда, когда дети получают от своих родителей постоянный негласный месседж: «Они (те, которые с образованием, с деньгами, начальники) плохие, «не наши» люди»…
Если же родители искренне и всеми силами выталкивают своих детей «в люди», не имея никаких претензий к миру тех, кто имеет то, чего не имеют они, то у детей и не возникнет импринт «Я не имею права быть лучше своих предков»…
Второй период импритинга – дошкольный и младший школьный возраст
Пример (сценарий) Второй: Отождествление с агрессором
Импринт отношений «парень — девушка» мы разобрали. Есть ещё одна модель: «Родитель — дитя».
Мать девочки была агрессивна по отношению к своей дочери в её детстве… Что делает дочь, когда вырастает, заводит своего ребёнка и начинает проигрывать сценарий «воспитание чада»?
Как бы она ни была самообразована и самовоспитана, к сожалению, выросшая дочь, сама став матерью, начинает проигрывать глубинные ролевые модели этих отношений.
Она начинает грубо обращаться со своим ребёнком, она ненавидит себя за это поведение и она не может понять — почему она так поступает!
В схожей с ипринтом ситуации, людям свойственно копировать поведение своих обидчиков, то есть, только тех обидчиков, кто представлялся им ЗНАЧИМЫМИ ЛЮДЬМИ в подобной истории.
Это и есть знаменитый — Родовой Сценарий. Выскочить из него — можно. Люди «выскакивали» из подобной дурной бесконечности, даже до эры НЛП (в частности) и психотерапии (вообще).
Многие, чувствуя, что одержимы импринтом «грозного отца», не заводят партнёров, которых можно «довести» до брака. Зачем им быть битыми сковородкой? Они прекрасно понимают свою участь.
Многие, чувствуя, что одержимы импринтом «сумасшедшей матери-собаки» не заводят детей. Зачем им, чтобы их дети были биты сковородкой?
Многие решаются завести и супругов и детей, но пытаются изо всех сил контролировать себя и чувствуют себя на празднике жизни как завязавший, но не зашившийся алкоголик на дружеском банкете с обилием водки…
И лишь некоторые решаются обратиться к специальной психологической литературе (или к живым и высокопрофессиональным специалистам), чтобы их научили «пить, но не напиваться и не уходить в двухмесячный запой после первой выпитой рюмки…»
Ещё два конкретных примера проявления импринта в жизни человека. Оба примера объединяет то, что взрослые люди хранят своеобразную «верность роду», потому что иных сценариев «как жить?» у их подсознания просто нет…
Особенности психологии маленького ребенка
Детская психология по своим первоначальным механизмам очень близка психике животных. К примеру, это касается наличия у них ярко выраженного импринтинга. Очень значимы для ребенка и родителей первые дни и месяцы после родов. В этот период формируются необыкновенно крепкие психологические связи: отношения матери и отца, и все события, происходящие вокруг, новорожденным воспринимаются как образец. Малыш запечатлевает демонстрируемые модели поведения, взаимодействия с людьми, животными, окружающими предметами. Позже он начнет реализовывать их в своем будущем
В связи с этим важно то, что ребенок видит, слышит и чувствует с самого начала. Если его любят, заботятся о нем, то он будет впитывать эту любовь, учиться проявлять ее, бережно относиться к другим
Вот почему детская психология требует особого внимания – дети формируют общество будущего.
Импринтинг у животных
Импринтинг очень распространен в зоопсихологии. Вообще впервые данный термин был сформулирован известным ученым Конрадом Лоренцем, который изучал поведение и инстинкты серых гусей.
Его наблюдения показали, что в основе всякого обучения прослеживается принцип образования нервных связей, схожих с рефлексами.
То есть те птицы или животные, которые обладают способностью к импринтингу, имеют значительно больше шансов на успешное существование.
Для новорожденных особей объектами запечатления (или импринтинга) могут быть их собственные родители, противники, их сородичи или даже то, что служит для них пищей.
Исходя из всего сказанного, можно выделить несколько главных факторов импринтинга, касающихся животного мира:
- Определение близких родственников по их характерному внешнему виду, поведению, звукам и прочим особенностям.
- Выбор соответствующего полового партнера.
- Способность находить территорию для жизни по характерным признакам.
- Умение различать опасных для жизни существ и мест.
Импринтинг в психологии
Импринтинг это в психологии понятие, перешедшее из зоопсихологии и этологии, оно было введено в использовании К. Лоренцом, который пожелал посредством изучения поведения фауны лучше понять человеческое поведение. И если у животных импринтинг необходим для выживания, у человека он приобрел более широкое значение. Иногда предполагают, что данный механизм обучения возможен лишь ранний период после рождения, но данное мнение связано с существенным преобладанием наблюдений за детенышами животных, которое становятся самостоятельными относительно быстрее новорожденного человека.
Помимо механизмов выживания, импринтинг в психологии – это механизм усвоения образов, сценария поведения, алгоритма рассуждений воспринятых в определенный критический период развития. В данные периоды так называемой импринтной уязвимости или импринтной десенсибилизации, личность находится в состоянии, когда образы, связанные с определенным паттерном поведения, воспринимаются большей мерой бессознательно.
Хотя наиболее изучен импринтинг сразу после рождения и приблизительно до годовалого возраста, предполагается, что он может происходить на продолжении практически всей жизни, преимущественно периода взросления и становления, в том числе, как результат психотравмирующих ситуаций. Поскольку у человека социальная адаптация так же крепко связана с успехом выживания, как и физиологическая, то у человека допускают возникновение поведенческих импринтингов без четкого ограничения условиями возраста.
Импринтинг у человека имеет более сложную природу. Это может быть связано с классическими возрастными кризисами, изменением социального окружения и статуса в связи с переездом, поступлением в учебные заведения, начало и смена работы. Чем более молод организм и более нова для него ситуация, тем более велик шанс возникновения психологического импринтинга. Чем более стрессовое состояние, тем лучше происходит подкорковое обучение и самостоятельно логически анализировать и изменять их практически невозможно.
Импринтинг у человека – способ приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между безусловными рефлексами, как примером полностью бессознательных и научением, основанным на сознательном запоминании.
Поскольку импринтинг у человека происходит частично, а в некоторые периоды полностью, бессознательно, человек зачастую не может определить и вспомнить момент его возникновения, потому последующее воспроизведение полученного опыта происходит автоматически, в дальнейшем, к автоматическому поведению будет применено личностно или социально приемлемое объяснение. Если механизм сработал по социально неприемлемому шаблону, попытка механически ограничить свое поведение длительного положительного результата, как правило, не приносит и требует работы специалиста, который, ориентируясь на знания о критических периодах человека, помогает найти психологический импринтинг. Так же, не зная и, не замечая работы бессознательного, человек может, ориентируясь на искусственные модели, препятствовать его правильному возникновению, что может иметь отдаленные негативные последствия.
Пример импринтинга из моей практики
Однажды ко мне на прием пришла Анна, ей было 25 лет. Она просила помощи: на протяжении многих лет она не может найти спутника жизни. Случаются мимолетные увлечение, двухнедельные романы, но серьезных отношений не получается.
Вместе с клиенткой мы начали анализировать отношения в ее родительской семье. Выяснилось, что она – единственный ребенок в семье, отец ушел из семьи, когда Ане было 3 месяца. Повторно замуж ее мама так и не вышла, отдавая много сил работе и домашним делам. О мужчинах мама Ани всегда отзывалась негативно: им нужен только секс, они бабники.
Затем мы перешли к анализу опыта отношений с противоположным полом у самой Анны. Выяснилось, что первая влюбленность у девушки случилась в 9 классе. Одноклассник пригласил ее на свидание, она была на седьмом небе от счастья. Однако кавалер не пришел. А на следующий день она увидела, как он обнимал девушку из параллельного класса.
Я рассказала девушке, что такое импринтинг в психологии, как метод импринтинга влияет на наши мысли, установки, поведение, реакции на события.
Так, первое негативное запоминание, связанное с брачно-семейными отношениями, было усвоено девочкой в детстве на бессознательном уровне. Когда отец ушел из семьи, мать регулярно подкрепляла в сознании девочки стереотип о том, что «все мужики – козлы». В подростковом возрасте образ из детского периода подкрепился предательством молодого человека, который был ее первой любовью. Именно этот двойной негативный пример импринтинга у человека препятствует отношениям с мужчинами.
С помощью психокоррекционных занятий исправить последствия двойного отрицательного запечатления практически невозможно. Поэтому мной был выбран метод гипноза. Для изменения усвоенного стереотипа в отношении мужчин понадобилось 12 сеансов.
Отпечатанные фенотипические подписи локусов
К сожалению, взаимосвязь между фенотипом и генотипом импринтированных генов носит чисто концептуальный характер. Идея основана на использовании двух аллелей в одном локусе и содержит три различных возможных класса генотипов. Класс реципрокных гетерозиготных генотипов помогает понять, как импринтинг повлияет на взаимосвязь генотипа и фенотипа. Реципрокные гетерозиготы имеют генетический эквивалент, но фенотипически неэквивалентны. Их фенотип может не зависеть от эквивалентности генотипа. В конечном итоге это может увеличить разнообразие генетических классов, увеличивая гибкость импринтированных генов. Это увеличение также приведет к более высокому уровню возможностей тестирования и ассортимента тестов для определения наличия импринтинга.
Когда локус идентифицируется как импринтированный, два разных класса выражают разные аллели. Считается, что унаследованные импринтированные гены потомства являются моноаллельными экспрессиями. Один локус будет полностью определять фенотип, хотя два аллеля наследуются. Этот класс генотипов называется родительским импринтингом, а также доминантным импринтингом. Фенотипические паттерны являются вариантами возможных проявлений отцовского и материнского генотипов. Различные аллели, унаследованные от разных родителей, будут обладать разными фенотипическими качествами. Один аллель будет иметь большее фенотипическое значение, а другой аллель будет подавлен. Недостаточное доминирование локуса – еще одна возможность фенотипического выражения. И материнский, и отцовский фенотип будут иметь небольшую ценность, а не один, имеющий большую ценность и подавляющий другой.
Статистические рамки и модели картирования используются для выявления эффектов импринтинга на гены и сложные признаки. Аллельный родитель-источник влияет на разнообразие фенотипов, происходящих от импринтинга классов генотипов. Эти модели картирования и выявления эффектов импринтинга включают использование неупорядоченных генотипов для построения моделей картирования. Эти модели продемонстрируют классическую количественную генетику и эффекты доминирования импринтированных генов.
Виды импринтинга
Принято выделять следующие виды импринтинга:
- Геномное запоминание. Это форма, проявляющаяся в постоянстве ДНК и видового типирования. Наблюдать ее можно не только у человека и животных, но и у растений.
- Запечатление в период новорожденности. Этот вид обеспечивает формирование эмоциональной связи между матерью и ребенком. В первые часы после рождения кожный контакт младенца и матери облегчает адаптацию малыша к миру. Именно в это время в сознании малыша прочно усваивается образ мамы. Вторичное запоминание появляется после того, как малыш проснулся. У него формируется чувство безопасности: мама рядом, еда всегда доступна.
Установлено, что дети, которых по объективным причинам разлучили с матерью после появления на свет, рискуют вырасти застенчивыми, неуверенными в себе. Длительная разлука новорожденного с матерью может привести к психической травме, последствия которой будет крайне сложно исправить.
Эмоционально-двигательный тип. Он появляется, когда ребенок овладевает навыком самостоятельной ходьбы. Он полагает, что теперь он стал «взрослым».
Эмоционально-двигательное запечатление определяет формирование у малыша таких черт, как сила или слабость характера, упрямство или послушание, уверенность в себе или тревожность.
Импринтинг, связанный с биологическим выживанием. Его можно наблюдать у детей в период раннего детства
Когда ребенок знакомится с окружающим миром, родители обращают его внимание на опасные места. В опасных ситуациях биовыживание проявляется в виде безусловных рефлексов
Благодаря этому виду запечатления у ребенка формируются такие черты личности, как стремление к открытию нового или пассивность, лидерские способности или подчиненность.
- Вербальный тип. Эта форма основана на запоминании звуков и слов, которые человек успешно складывает в предложения.
- Ментально-манипуляционный тип. Он связан с пониманием речи и овладением языком. Благодаря этому виду запечатления, у ребенка развивается мышление, нарастает скорость обработки информации.
- Социальный импринтинг. Он проявляется в этнических стереотипах, принципах и ценностях взаимодействия людей. Его примером можно считать рекламу: использование напитка «Coca-Cola» в предновогодней рекламе привело к тому, что этот праздник у многих людей стал ассоциироваться не только с мандаринами, но и с этим напитком.
- Сексуально-социальный тип. Он появляется в подростковом возрасте. На основе него формируются моральные установки личности, отношение взрослеющего человека к семье и браку, национальная гордость, законопослушное поведение.
- Нейрогенетический тип. Этот вид запечатления объединяет все периоды эволюционного развития человечества, активируя все феноменальные возможности нервной системы.
- Территориально-эмоциональный тип. Эта форма помогает человеку адаптироваться к той или иной среде обитания, к расположению мебели в комнате.
Импритинг у человека
Импритинг у человека – это особая форма стойкого запоминания образов и принципов поведения после одномоментного переживания в стрессовых ситуациях. В определённые критические периоды развития личности человека его психика становится импринтно уязвимой. Если какой-либо раздражитель подействует именно в это время, то происходит его быстрое, яркое запечатление на подсознательном уровне психики. Этот не поддающийся логике «снимок» объекта определяет поведение человека в дальнейшем. Иногда реакция на «впечатанный» стимул проявляется через значительный временной промежуток.
В момент повышенной восприимчивости психики её потребность в запечатлении настолько сильна, что импринтироваться может даже неожиданное. Например, мягкая игрушка у лишенного телесного контакта и эмоционального тепла воспитанника интерната.
У человека, как у продукта эволюции, длинное детство и большой мозг, который созревает постепенно. Человеческий «детёныш» появляется на свет физиологически незрелым, совершенно беспомощным. Без материнской заботы новорожденный просто погибнет, так как не может самостоятельно передвигаться, добывать пищу и питье, обогреваться, защищаться. Тесный контакт с матерью (или опекающим человеком) для обучения ему необходим длительное время.
Активная стадия развития мозга охватывает период от зачатия до 14-16 лет, частично продолжаясь до 20-23. Поэтому процесс импритинга у человека растянут во времени: различные фазы чувствительности к отпечатыванию в психике образов сопровождают жизнь ребенка с момента рождения до полового созревания.
Применительно к человеку импритинг по своей сути – это психологическое явление «привязанности». Ребенок «привязывается» к объекту и начинает ему подражать. Человек открыт к определённым привязанностям в определённые периоды. Как выяснили ученые, эти периоды связаны с тремя соответствующими стадиями развития головного мозга.
Интересные факты
Мы постоянно сталкиваемся с ощущениями, которые нам кажутся необычными и абсурдными, но в итоге они оказываются правдивыми. Например:
- Организм девушек имеет в несколько раз больше рецепторов боли, чем организм парней. Вследствие этого, природа создала защитную систему для увеличения болевого порога. Поэтому представители мужского рода хуже переносят боль, чем женщины.
- Люди с высокими показателями IQ видят сны и запоминают их. Во время неожиданного пробуждения они пребывают в ясном уме.
- Когда человек хмурит лицо, организм сжигает калории. Исходя из этого, можно извлечь пользу: если на всех смотреть ненавидящим взглядом, то появится бесплатная возможность похудеть к лету.
Существует много непонятного и непредвиденного в жизни и поведении людей. Многие факты выглядят тайнами, раскрыть которые помогает теория импринтинга.
Импринтная уязвимость в старшем возрасте
Давайте задумаемся, почему многие люди нашего просвещённого 21 века продолжают оставаться такими падкими на различные мистические теории и посулы, предлагающие им невиданные достижения, да ещё которые можно достигнуть без значительных затрат труда? Они руководствуются не разумом, а сформировавшимися убеждениями, не основанными на логике и доказательствах. Мы — жители не просто века информации — мы жители века дезинформации, эпохи пиара, преследующего часто отнюдь не поиски истины, а свои меркантильные цели. Немало людей людей нашего общества совершенно сбиты с толку этим потоком информации, где очень нелегко отличить истину от лжи, легко «ведутся» на внешне привлекательные модные теории, «высосанные из пальца», обещающие им рай уже здесь, на земле. В результате, многие люди легко зомбируются и бодро шагают за тем, кто громче трубит о своей панацее, вспомните, хотя бы рекламу чудодейственных лекарств.