Какие факторы влияют на самооценку личности и ее структуру

image

Самооценка — часть личности, которая привлекает к себе наибольшее внимание. Многие считают, что высокая самооценка — это любовь к себе. Но это не совсем так.

Самооценка — это навигатор, который помогает ориентироваться в реальности. Чем более адекватна самооценка человека, тем более он успешен с точки зрения социума. Совершает меньше глупых ошибок. Чувствует себя хорошо, устойчиво и энергично.

В статье подробно разберемся, что такое самооценка; познакомимся с ее классификацией и составляющими; для чего она нужна; что это для нас значит и как ей пользоваться, чтобы добиться в жизни желаемых результатов.

Фото: Alina Scheck, Unsplash

Как определить уровень своей самооценкиКак сделать самооценку независимой и адекватной

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.

Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

нерешительность и чрезмерная осторожность; зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке; стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих; комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость; чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм; мелочность, мстительность и завистливость; страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Коррекция самооценки

Возможность изменения своей самооценки в сторону более адекватной волнует многих людей. Особенно это характерно для зрелых и уже казалось бы состоявшихся личностей, когда человек осознает, что неправильная оценка своих сил и возможностей мешает ему достигнуть успеха и плохо влияет на отношения с окружающими.

Самооценка поддается коррекции даже самостоятельно, хоть в особо запущенных случаях требуется помощь психотерапевта или психолога-консультанта. Но проще повысить самооценку, чем снизить неадекватно завышенную. Точнее, есть условия, при которых самооценка понижается, но чаще всего они неприятные и даже травмирующие для человека.

Если же индивид осознал, что у него неадекватно завышенная самооценка, значит, смог посмотреть на себя критически, а следовательно, не такая эта самооценка у него и завышенная. В любом случае он уже на правильном пути.

Существует множество советов, касающихся повышения самооценки. Но сначала стоит разобраться, в какой сфере вы себя недооцениваете. Что вас больше в себе не устраивает или чего вам не хватает для повышения самоуважения? Выпишете на отдельном листе в столбик основные области, в которых реализовывается человек:

  • отношения с людьми;
  • профессиональная деятельность (или выбор профессии);
  • внешность;
  • уровень знаний, интеллект;
  • увлечения;
  • семья.

Можете сами добавить что-то важное для вас. А теперь оцените свою успешность в этих сферах по 10-балльной шкале

Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить

А если существенно ниже 5, то на эту область следует обратить особое внимание

Подумайте, почему вы считаете, что в данной области вы неуспешны? А что вам не хватает, чтобы почувствовать себя более уверенным, начать уважать себя и даже восхищаться? Выпишите на отдельном листе то, чего вам не хватает. И начинайте работать, устраняя эти недостатки.

Как видите, ничего сложного. А если вы хотели бы «волшебную таблетку» или готовый рецепт, так их нет. Люди-то все разные, проблемы у нас тоже разные. Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:

Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других. Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи. Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет. Улыбайтесь. Улыбка – мощнейший инструмент, настраивающий наше состояние на позитив

Но не менее важно, что она и окружающих людей настраивает на более высокую оценку нас. Напишите на бумажке все свои достоинства и почаще перечитывайте их, особенно когда почувствуете неуверенность и страх неудачи. Будьте более открыты. Не стесняйтесь обращаться к людям за помощью и поддержкой.

Как привести самооценку в норму: практические рекомендации

Высокая самооценка — это проблема психологического характера. Для решения понадобится много времени и сил. Люди с высокой самооценкой могут обратиться к психологу за помощью, главное, чтобы это было добровольно.

Если у человека завышена самооценка, он может выполнить следующее упражнение:

  • на листе бумаги необходимо записать 10 главных достоинств;
  • каждое нужно оценить по степени выраженности по шкале от 1 до 5;
  • затем следует попросить сделать то же самое своих друзей, родственников;
  • далее полученные результаты сравниваются и анализируются.

Если оценки сильно отличаются, нужно подумать над тем, почему так произошло. Следует постараться определить настоящую причину этих расхождений в себе, собственном поведении, а не в других людях.

Как вести себя с подростком?

Попытайтесь понять и принять

А теперь представим, что вы родители подростка. В связи с переменами в его поведении вам бывает тяжело. Но вы все-таки любите своего ребенка, и вам не безразлично, как он к себе относится. Вы переживаете за его эмоциональное состояние.

Первая реакция на его поведение – раздражение. Может быть, вы даже не особенно сдерживаете эмоции и не выбираете слова, высказывая претензии

Но помните: поведение ребенка направлено не только на самовыражение, но и на то, чтобы вы обратили на него внимание

Особенность его мироощущения в том, что ему кажется, что его никто не понимает. Поэтому в глубине души он очень хочет, чтобы вы поняли его метания и приняли таким, какой он сейчас есть. Он не говорит с вами, потому что боится вашей реакции. Попробуйте сдержаться, попробуйте успокоиться.

Завоюйте доверие подростка

Вспомните себя в его возрасте – наверняка и у вас были какие-то особенности поведения, которые раздражали окружающих. Но со временем это прошло. Пройдет и у вашего отпрыска! Ваше спокойствие станет гарантом того, что он может прийти к вам со своими проблемами.

Будьте деликатнее

Не акцентируйте внимание на проблемах в семье, если они есть. Случается, что в неполных семьях чаще именно мать остается одна с детьми

И со временем начинает винить детей в своем одиночестве.

Не акцентируйте внимание на финансовых проблемах. Лучше поощрите в ребенке желание добиваться улучшения благосостояния

Не перекладывайте на них ответственность за свои проблемы, дайте им возможность спокойно вырасти и начать свою жизнь.

Как не потерять отношение с подростком видео

Процесс формирования самооценки

Формирование самооценки происходит на протяжении всего периода развития личности. Начинается этот процесс с момента рождения и достигает кульминации в дошкольные и школьные годы.

Есть основания предполагать, что самооценка начинает формироваться уже в период внутриутробного развития. Влияние оказывают такие факты: желанный ребёнок или нет, возлагают родители большие надежды на наследника или воспринимают появление ребёнка как текущее событие своей жизни.

Самооценка формируется на базе взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Первые люди, с которыми сталкивается малыш — его родители, братья и сёстры, другие родственники. Затем приходит черёд воспитателей детского сада и учителей. Характер оценки окружающими поведения и способностей ребёнка в первые пять лет жизни откладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Если ребёнка с малых лет приучают к мысли, что он ничего не умеет, всё делает хуже, чем его сверстники, если ему не дают возможности проявить самостоятельность, фантазию, инициативу, — в результате вырастает неуверенный в себе, закомплексованный неудачник с пониженной самооценкой. Большим везением в этом случае станут опытные педагоги или талантливые тренеры и наставники.

В школьном возрасте есть возможность откорректировать и поднять самооценку за счёт выявления и стимулирования способностей к творчеству, наукам, спорту. Если упущен момент для формирования общей высокой самооценки, есть шанс поднять частную самооценку, научить выше оценивать себя в какой-то одной области.

Формирование самовосприятия

Самооценка — это в психологии определение отношения человека к себе, своим поступкам и личностным достоинствам и недостаткам. Формирование самооценки главным образом происходит еще в детском возрасте, в период познания окружающего мира и всех его аспектов. Практика показывает, что самооценка — это непостоянное явление, которое может изменяться в зависимости от различных обстоятельств. Новые критерии оценивания могут повлиять на уже усвоенные. Различают три основных фактора, которые принимают важное участие в формировании самооценки:

  1. Сопоставление личностью своих достижений в реальности, с достижениями «идеала». Если личные качества и поступки такие, как должны быть у идеальной, по мнению человека, личности, то это положительно скажется на самоанализе. Если же личности далеко до своего идеала, то уровень самооценки будет заниженным.

  2. Еще одним фактором является то, что человек дает себе такую оценку, какую, по его мнению, дают ему окружающие.
  3. Последний фактор раскрывает то, какую оценку дает человек своим действиям и поступкам. Другими словами, он испытывает особое удовольствие оттого, что выбрал конкретный вид деятельности и хорошо с ним справляется.

Стоит отметить, что самоанализ, вне зависимости от всех этих факторов, всегда является исключительно субъективной оценкой.

Самооценка и уверенность в себе

Оценивание поступков, качеств, действий происходит с самого раннего возрастного периода. В нем можно выделить две составные части: оценку собственных действий и качеств окружающими и сопоставление достигнутых персональных целей с результатами других. В процессе осознания собственных поступков, деятельности, целей, поведенческих реакций, потенциала (интеллектуального и физического), анализа отношения к своей персоне окружающих и личное отношение к ним, индивид учится производить оценивание собственным положительным качествам и отрицательным чертам, другими словами учится адекватному самооцениванию. Такой «учебный процесс» может затянуться на долгие годы. Но повысить самооценку и ощутить уверенность в собственном потенциале и силах можно уже через довольно непродолжительное время, если поставить перед собой такую цель или существует необходимость освободиться от неуверенности.

Уверенность в личном потенциале и адекватная самооценка являются именно теми двумя главными составляющими успешности. Можно выделить характерные черты субъектов, чувствующих уверенность в собственных возможностях.

Такие индивиды:

– всегда выражают от первого лица собственные желания и просьбы;

– их легко понять;

– они положительно оценивают собственный личностный потенциал, определяют для себя труднодостижимые цели и добиваются их осуществления;

– признают собственные достижения;

– относятся к выражению собственных мыслей, желаний серьёзно также как и к чужим словам, желаниям, они ищут совместные пути для удовлетворения общих потребностей;

– рассматривают достигнутые цели, как успешность. В случаях, когда достичь желаемого не представляется возможным, они определяют для себя более реальные цели, извлекают урок из проделанной работы. Именно такое отношение к успешности и неудачам открывает новые возможности, даёт силы для последующих действий с целью постановки новых целей;

– все действия воплощают в жизнь по мере необходимости, а не откладывают.

Адекватная самооценка делает индивида уверенной в себе личностью. Совпадение представлений относительно собственного потенциала и своих реальных возможностей называется адекватной самооценкой. Формирование адекватной степени самооценки не будет невозможным без совершения действий и последующего анализа плодов таких действий. Субъект, который обладает адекватной степенью самооценки, чувствует себя хорошим человеком, вследствие чего начинает верить в собственную успешность. Он определяет перед собой множество целей, а для их достижения выбирает адекватные средства

Вера в успех помогает не акцентировать внимание на преходящих неудачах и ошибках

Что такое самооценка

В психологии самооценка — это элемент Я-концепции — образа себя, который отвечает за то, как человек оценивает себя сам. Оценка — всегда относительный показатель. Поэтому, оценить себя возможно только когда мы сравниваем себя с другими.

Актуальные социальные ценности определяют критерии для оценки. Если в социуме красивым считается подтянутое спортивное тело, то оценка такого тела в среднем выше, чем оценка рыхлого слабого тела.

Умение ясно видеть и честно оценивать себя с учетом значимых социальных критериев — это адекватная самооценка.

Самооценка — это взгляд на себя со стороны. Так, как если бы нас видел и оценивал другой человек.

Самооценка — это прибор-измеритель, примерно, как термометр. Нам важно знать, какая температура на улице, чтобы одеться по погоде. Чтобы не замерзнуть и не вспотеть. Чтобы чувствовать себя комфортно и уместно. Очень важно, чтобы термометр не врал и показывал достоверную информацию.

Также и с самооценкой — она включает оценку себя, своих возможностей и результатов в разных делах, ситуациях, сферах жизни, чтобы понять и решить — как действовать, куда вкладывать свою энергию. Какие действия будут достаточными и уместными, а какие глупыми и мимо кассы.

Искусственно завышать самооценку также мудро, как ставить уличный термометр под прямые солнечные лучи. Кому вы сделаете лучше, если будете одеваться не по погоде. Такой термометр никуда не годится.

Именно поэтому самооценка должна быть максимально адекватной — отражающей действительность. Я-идеальное не должно сильно расходиться с я-реальным, иначе личность ожидают постоянные энергетические и эмоциональные качели.

Как и с перепадом температур — в идеале самооценка не должна ни резко падать, ни быстро взлетать, иначе жизнь в таких условиях будет очень некомфортной. За каждой вспышкой эйфории будет следовать падение в яму.

К этому механизму я еще вернусь и рассмотрю его подробно, а пока расскажу — зачем нужна самооценка, и почему она так важна.

Особенности формирования самооценки

Любой человек склонен сравнивать себя с другими людьми. На основе этого формируется его самооценка. Само понятие включает в себя оценивание человеком своих качеств, возможностей, способностей и особенностей собственной деятельности. В зависимости от успехов в учёбе и труде, от пребывания в определённой возрастной группе самооценка имеет тенденцию изменяться.

На ранних этапах развития малыш оценивает преимущественно личные физические качества и возможности. Ребёнок считает себя умным, сильным, красивым и большим человеком. Позднее он начинает осознавать свои поступки, действия, практические умения и нравственные ценности. Большое влияние оказывают взаимоотношения между ребёнком и родителями. Сложное эмоциональное состояние испытывают подростки, которые начинают ощущать себя зрелой личностью и чувствуют притеснение от ограничения их воли и постоянного контроля со стороны взрослых. Самооценка тинейджеров подвергается большим испытаниям.

Дети с адекватной самооценкой общительны, активны, находчивы, не лишены чувства юмора. Они охотно идут на контакт с окружающими. Заниженное восприятие самого себя приводит к пассивности, мнительности, чрезмерной ранимости и обидчивости. Боязнь оказаться хуже других детей приводит к отказу от участия в различных мероприятиях. Малыши с высоким самомнением часто выражают агрессию по отношению к другим детям, потому что окружающие должны слушаться только их и делать так, как они этого хотят.

Личность формируется в результате социальной адаптации. Самооценка отражается на взаимодействии с посторонними людьми. Она влияет на дальнейшую судьбу человека.

Признаки низкой самооценки

Что выдает человека с низкой самооценкой? Есть несколько классических симптомов неуверенности в себе:

  1. Постоянное волнение и страх сделать ошибку, из-за которых все важные дела откладываются «до лучших времен».
  2. Чрезмерная критика самого себя, сравнение себя с другими.
  3. Безотказность. За этим скрывается желание угодить и понравиться окружающим.
  4. Зависть по отношению к другим людям.
  5. Болезненное восприятие оценки окружающих.
  6. Пессимизм, отрицательный взгляд на жизнь.
  7. Ревность.
  8. Жалость к себе, позиционирование себя как жертвы.
  9. Наличие проблем в общении, страх новых знакомств.
  10. Скованные движения, сутулость, неуверенная речь и т.д

Человек с заниженной самооценкой воспринимает все неудачи в жизни, как должное, что формирует неверное поведение. В таком случае окружающие тоже начинают отрицательно его оценивать, что может привести к депрессии.

Важно понимать, что за подобным восприятием самого себя стоят определенные причины. Давайте разберем их подробнее.

Функции самооценки

Любой самоанализ выполняет множество функций, которые детально описаны ниже.

  1. Регуляторная. Эта функция помогает личности в принятии правильных решений и определении задач.
  2. Защитная. Обеспечивает личности независимость и стабильность.
  3. Развивающая функция. Помогает человеку самосовершенствоваться и развиваться.
  4. Сигнальная, или как ее еще называют отражающая. Дает возможность личности понимание правильного отношения к себе, личностным качествам и действиям.
  5. Эмоциональная. Дает личности ощущение удовлетворенности от своих поступков и личных качеств.
  6. Адаптационная. Регулирует возможность личности приспосабливаться к социальным и окружающим ее реалиям.
  7. Прогностическая. Помогает человеку регулировать уровень своей активности в начале какого-либо действия.
  8. Корригирующая. Дает возможность правильно контролировать процесс выполнения действия.
  9. Ретроспективная. Помогает реально оценить свое поведение в период завершения своего действия.
  10. Мотивирующая. Толкает человека на какое-либо действие, для получения одобрения окружающими и обретения гордости, развития самоуважения и удовлетворения.
  11. Терминальная. Если человек чувствует, что его действия вызывают высокий уровень самоанализа и самокритики, то эта функция заставляет прекратить действие, или изменить его ход.

Как изменить свою самооценку

Существует несколько способов в любом возрасте повлиять на свою самооценку. Способ следует выбирать исходя из личностных качеств и потребностей. Ниже описаны самые распространенные методы поднятия самооценки.

  • На листе бумаги или в ежедневнике на первой странице, необходимо записать все позитивные и негативные свои качества. В момент, когда произошла какая-либо неудача и самооценка пошатнулась, необходимо просто достать этот список и перечитать его. Этот способ помогает всегда оставаться уверенным в себе и своих силах.
  • Еще один популярный метод заключается в ведении ежедневника, в который записываются только успешные моменты дня. Это поможет не только поддерживать свою самооценку, но и обеспечит положительный настрой и желание совершенствоваться на следующий день.
  • Для достижения каких-то новых целей необходимо составить четкий план действий и неуклонно ему следовать. Это даст возможность не обращать внимания на преграды и незначительные неудачи.

Стоит отметить, что женщины чаще поддаются влиянию от общественного мнения. Поэтому им рекомендуется больше слушать свой внутренний голос, родных и близких. Это не позволит впадать в отчаянье при каждом замечании.

Для чего нужна самооценка

Самооценка помогает адекватно оценивать свои силы и возможности. Также ребенок может оценивать поступки и разделять их на хорошие и плохие. Если ребенка мотивировать правильно, то самооценка помогает ему собраться с силами и не сдаваться при первых неудачах в выполнении того или иного задания. Роль самооценки в жизни ребенка очень велика.

К самым распространенным значениям оценки себя ребенком принято относить следующие роли

Самооценка выполняет следующие функции:

  • мотивирует;
  • развивает способность к самоанализу;
  • обучает;
  • стимулирует.

Именно благодаря адекватной самооценке дети способны хорошо учиться, заниматься любимым хобби и выстраивать здоровые отношения со сверстниками.

Советы психологов

Современными специалистами разработаны различные рекомендации по повышению самооценки. Хорошо зарекомендовала себя техника письменного прощения (лист делят на 2 части, на одной перечисляют свои неудачи и провалы, на другой – прощают и утешают себя). Медитации тоже помогают человеку поверить в себя.

Так как причины низкого самовосприятия у мужчин и женщин разные, то и методы исправления ситуации отличаются.

Для повышения самооценки мужчины:

  • принимают свои отрицательные стороны и трансформируют их в преимущества;
  • осознают свою значимость и ценность своего времени;
  • расширяют свой кругозор, находят занятие по душе;
  • ставят перед собой цели и находят пути их достижения (первое время задачи простые и краткосрочные, со временем планы становятся глобальнее и перспективнее);
  • не сдаются при первых трудностях, действуют в любых ситуациях.

Для повышения самооценки девушки:

  • начинают любить самое себя, перестают экономить на своих интересах;
  • не отказываются от посещения салонов красоты, тренажерных залов;
  • приобщаются к ЗОЖ;
  • путешествуют, знакомятся и общаются с интересными людьми;
  • задают себе позитивные установки;
  • перестают ставить свои интересы на последнее место.

Психологи рекомендуют людям с низкой самооценкой выйти из зоны комфорта, создаваемой на протяжении долгого времени, осознать себя личностью, равноценной другим людям.

Избавление от заниженной самооценки

Первое время человек пытается поднимать самооценку самостоятельно, но в запущенных случаях на помощь приходят специалисты и помогают бороться с болезнью.

Как повысить самооценку

Хорошо, если этим вопросом озаботятся родители ребёнка, обнаружившие в нём признаки заниженной самооценки. Для этого не нужно быть профессиональным психологом, достаточно посмотреть, как реагирует малыш на замечания взрослых. Растерянность, слёзы на глазах говорят о низкой самооценке. Если же ребёнок пытается отстоять своё мнение, сделать по-своему — это хороший знак. Попытки ребёнка подвести логическую базу под свои действия, например, сказать, что так для него удобнее или проще, говорят о хорошей, адекватной самооценке.

Когда ребёнок начинает посещать детский сад или школу, его самооценке могут быть нанесены серьёзные удары. Привыкший к родительским похвалам за каждое пустяковое достижение, он с трудом переносит критику старших или насмешки сверстников. Задача родителей на этом этапе — поддержать ребёнка, проанализировать ситуацию, дать мудрый совет. Если школьнику никак не даются точные науки, нужно подыскать такие предметы, которые вызывают наибольший интерес. Вполне возможно, что двойки по математике не помешают ребёнку стать талантливым биологом или писателем.

Низкую самооценку можно поднять и взрослому человеку. Сделать это сложнее, чем в детстве, ведь придётся полностью перекраивать сформировавшееся отношение к себе. В детстве это отношение складывается на основе оценок других людей. Значит, и теперь нужно найти таких людей, которые помогут пройти весь путь становления самооценки заново.

Таким человеком может стать профессиональный психолог или специалист, практикующий методики повышения самооценки. Хороший результат даст посещение вебинаров, работа в группе единомышленников, самостоятельное изучение соответствующей литературы.

Есть несколько простых, но действенных способов поднять самооценку:

Используйте формулы самовнушения, периодически мысленно или вслух произносите фразы: «Это мне по силам. Я обязательно добьюсь успеха», или: «Не боги горшки обжигают. У меня тоже всё получится!»

Определите сферы своих компетенций. Невозможно быть идеальным во всём — если вы страдаете, сравнивая себя с красивой и стройной подругой, почаще рассказывайте о том, какие вкусные блинчики и пирожки вы умеете готовить.

Учитесь адекватно воспринимать похвалу. Люди с заниженной самооценкой слишком смущаются, когда слышат комплименты в свой адрес, они кажутся им насмешкой. Просто ответьте «спасибо!» и примите на веру услышанное.

Замените самокритику на сочувствие к себе. Иногда необходимо улыбнуться своему отражению в зеркале вместо того, чтобы расстраиваться по поводу прыщика на носу.

На каждый минус найдите плюс. Понизили зарплату — нужно поискать другую, более интересную работу. Любимый человек забыл поздравить с днём рождения — это его, а не ваша проблема. Плохая погода — повод посмотреть хороший фильм.

Задаваясь вопросом, как повысить самооценку, нужно отделять важное от второстепенного. Перед тем как что-то менять, следует задуматься, насколько это важно для вас и не повлечет ли ещё больших неприятностей

Знаменитая фраза «Если не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним» — вполне подходит и к вопросу повышения самооценки.

* * *

Низкая самооценка — это не обязательно плохо. Можно привести немало примеров успешных людей, которые всю жизнь страдали от неуверенности в себе, чрезмерно критического отношения к собственным слабостям и недостаткам. Особенно это свойственно тонким творческим натурам — актёрам, писателям, художникам.

Если в вашем окружении есть такие люди, протяните им руку поддержки. Намекните при случае, что тактичность, скромность, отсутствие амбиций — это их плюс, а не минус. Но если низкая самооценка мешает жить, работать, добиваться задуманного, вспомните слова Билла Гейтса: «Миру наплевать на вашу самооценку. Жизнь будет требовать от вас закончить дело ДО того, как вы почувствуете себя уверенно».

Что делать и как исправить ситуацию

Уровень самооценки формируется длительное время, любая неудача еще больше снижает его. Индивиду очень сложно избавиться от болезни, но низкая самооценка – не приговор, ее можно и нужно повышать.

Для обретения уверенности в себе:

  1. Изменяют круг общения, исключают или ограничивают контакты с нытиками и вечно недовольными жизнью людьми, поддерживают связь с высокомотивированными личностями, меняют свое поведение.
  2. Не занимаются самобичеванием и перестают искать плохие моменты в каждом своем поступке.

Интересно. Элинор Портер в своей книге «Поллианна» дает очень хорошие рекомендации для того, чтобы поднять самооценку: во всех событиях и личностях надо находить что-то хорошее.

  1. Не сравнивают себя с другими людьми, так как каждая личность уникальна и неповторима, и уровень успешности у каждого индивидуален. В то же время каждый индивид выбирает эталон успешного человека, на достижения которого ориентируется в своей жизни.
  2. Не менее 2 раз в день повторяют краткие мотивирующие выражения, повышающие уверенность в себе (аффирмации).
  3. Не избегают проблем, а пытаются решать их по мере появления безотлагательно.
  4. По возможности посещают специализированный тренинг по повышению самооценки, изучают научную и художественную литературу по данной теме.
  5. Регулярные занятия спортом позволяют вырасти в собственных глазах. Физические нагрузки способствуют выработке гормонов хорошего настроения.
  6. В дневнике достижений ежедневно записывают 2-3 положительных результата, пусть и незначительных.

Повышение самооценки

Методы повышения самооценки

Чтобы ваша самооценка достигла нужного вам уровня, можно использовать различные способы и приемы, рекомендуемые специалистами. В случае, когда человек осознает, что у него проблема, ему вовсе не обязательно обращаться к психологу или психиатру.

Предлагаю вашему вниманию наиболее распространенные методы решения данного вопроса.

  1. Перестаньте постоянно себя критиковать и сравнивать с другими людьми. В вашей жизни всегда будут люди, личные качества которых превосходят ваши. При постоянном сравнении вокруг вас будут только непреодолимые соперники.
  2. Отпустите прошлое. Что сделано, того не вернуть и не исправить. Простите себе содеянные ошибки. Избавьтесь от чувства вины. Никогда не порицайте себя и не высказывайтесь о себе в негативных формулировках.
  3. Ежедневно повторяйте аффирмации. Только положительные высказывания в свой адрес ведут к росту самооценки. Вы достойны похвалы и комплиментов. Принимайте их словами благодарности. Сказав «ничего особенного» и т. п., вы подсознательно снижаете свою значимость и отвергаете сказанное вам.
  4. Занимайтесь саморазвитием. Развитие личности можно начать с анализа свершенного. Извлекайте опыт из каждого прожитого дня, даже из ошибок. Все это ваша жизнь, ваш выбор, ваш опыт. Читайте, смотрите познавательные видео, изучайте новое.
  5. Проанализируйте свое окружение. Старайтесь контактировать с теми, кто настроен на личностный и профессиональный рост. Пессимисты имеют свойство подавлять порывы других. Оградите себя от контактов с подобными людьми, чтобы ваша психика не страдала от общения с ними.
  6. Составьте список позитивных вещей. Вспомните свои достижения и победы, запишите их и обязательно время от времени перечитывайте этот список. Также напишите список своих позитивных качеств. Минимум 20 штук. Как показывают исследования, регулярное прочитывание этих записей является путем к росту самооценки через чувства радости и гордости за себя.
  7. Научитесь бескорыстно делать добро по отношению к другим. Не нужно требовать что-то взамен. Помогайте окружающим, поощряйте и подбадривайте их. Отсутствие притязаний на награду — еще один шаг к росту личности в собственных глазах. Получайте удовольствие от совершенных вами добрых дел.
  8. Наличие хобби или другого любимого дела. Делайте то, к чему у вас лежит душа. Если ваша работа приносит вам удовольствие, то вы ее делаете хорошо, а значит и самооценка от этого только возрастает. Будь это хобби или основная работа, главное, чтобы лично вам нравилось.
  9. Возьмите на себя ответственность за все, что с вами происходит и не происходит. Ваша жизнь в ваших руках. Только вы сами имеете право ее планировать. Не озирайтесь на других людей. Самостоятельно принимайте решения. Не ждите реакции от других, даже самых близких. Делайте свой выбор, воплощайте задуманное и не бойтесь ошибок.
  10. Начните работать над собой уже сейчас, в эту минуту, не медлите! Ваша самооценка сама по себе не вырастет, если вы так и будете сидеть на месте. Принимайте каждый вызов, брошенный судьбой. Ведь в действии у вас появится позитивный настрой, возрастет самоуважение, а в результате и самооценка.

Список этот можно продолжать еще долго. Однако, исходя из результатов диагностики специалистов, люди, которые придерживались этих пунктов (даже не всех, а выборочно), достигли больших результатов в повышении собственной самооценки.

Как избавиться от завышенной самооценки

Исследователи вопросов самоуважения изложили практические советы о том, как сформировать адекватную самооценку и развить здоровое чувство собственного достоинства. В их числе следующие рекомендации:

  1. Записать 10 сильных сторон и 10 слабостей.Это поможет начать развивать честное и реалистичное представление о себе.
  2. Сформировать реалистичные ожидания.Важно установить небольшие достижимые цели, которые находятся в вашей власти.Например, наличие чрезвычайно высоких ожиданий фактически гарантирует, что человек станет неудачником.
  3. Перестать быть перфекционистом. Признать свои достижения и ошибки. Уверенность в своей идеальности со временем приведет только к разочарованию.Признание собственных ошибок – способ сохранить позитивный взгляд на жизнь, учась на своих промахах.
  4. Исследовать собственную личность.Важность познания себя и мир невозможно переоценить.Это может потребовать усилий,но это путешествие, которое следует предпринять с особым усердием.
  5. Быть готовым скорректировать свой имидж. Все люди меняются по мере взросления и развития. Поэтому нужно идти в ногу со временем, чтобы достигать значимых целей.
  6. Перестать сравнивать себя с другими. Сравнение себя с другими – это ловушка, в которую очень легко попасть, особенно сегодня, благодаря социальным сетям, создающим возможность спроецировать отточенный, совершенный, но неестественный вид.Единственный человек, с которым следует сравнивать себя, это своя личность.
  7. Действовать уверенно, не испытывая никакой вины, но не ставя себя выше собеседника.
  8. Сосредоточиться на настоящем моменте, а не восхвалять прошлое.
  9. Отвергать в себе желание манипулировать другими.
  10. Признавать и принимать широкий спектр чувств, как положительных, так и отрицательных.
  11. Наслаждаться здоровым балансом работы и развлечений.
  12. Принимая вызовы, рисковать обдуманно.
  13. Тактично общаться с другими людьми, не боясь выражать свои симпатии, антипатии, но не унижая достоинство оппонента.
  14. Ценить других и принимать их такими, какие они есть, не пытаясь изменить их характер.

Еще один список конкретных, практических шагов, которые можно сделать, чтобы развить и поддерживать адекватное чувство собственного достоинства:

Используйте дистанционные местоимения. Когда вы испытываете желание восхвалить себя, попробуйте выразить льстивые фразы более отдаленно. Например, вместо того, чтобы сказать: «Я совершенно прав», говорите: «Сергей опять прав». Это поможет вам увидеть ситуацию в реальном свете.

Напомните себе о своих промахах. Лучший способ возвратиться на землю – признание того, что вы в прошлом совершали ошибки, из которых извлекли уроки.

Двигайтесь больше! Подойдет как неспешная пешая прогулка, так и интенсивное двухчасовое занятие в тренажерном зале. Не имеет значение, что именно вы делаете. Важен факт, что вы больше общаетесь со своим телом и улучшаете свое физическое и психическое здоровье.

Используйте правило «пять секунд». Это правило состоит в том, чтобы следовать добрым мыслям и подкреплять идеи действием. Сделайте что-нибудь, чтобы прекрасная идея помочь другим просуществовала в мыслях в течение пяти секунд и привела к ее воплощению в жизнь.

Хорошо подготовьтесь к любой ситуации, с которой вы можете столкнуться. Предусмотрите все возможные пути развития событий.

Ограничьте использование социальных сетей. Тратьте меньше времени на просмотр телепередач и больше времени на изучение окружающего мира.

Медитируйте. Установите регулярную практику медитации, чтобы исследовать свои мысли, наблюдать за ними. Развитие чувства внутреннего покоя будет иметь большое значение для формирования здоровой самооценки.

Держите свои цели в секрете. Вам не нужно хранить все надежды и мечты при себе, но позаботьтесь о том, чтобы вы сохранили некоторые из целей и стремлений к успеху только лично для вас.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Кроха сын пришел к отцу, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:

  • несправедливые или чрезмерные наказания;
  • необоснованная и слишком частая похвала;
  • постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
  • положение «царька» в семье или любимчика в школе;
  • подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.

Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.

Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно

Личностные факторы

На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера.

Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.

  • Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго.
  • Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.
  • Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда. Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я».

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Правила для формирования адекватной самооценки

Существует несколько правил для формирования хорошей самооценки:

  1. Значимую роль на пути преображения играет осознание. Важно трезво оценить свои внешние и внутренние данные. Для этого рекомендуется чаще смотреть на себя со стороны. Нужно внимательно проанализировать свои слабые и сильные стороны.
  2. Следует научиться уважать мнение окружающих, ценить их достоинства. Многие из них могут быть отличными специалистами в своей области.
  3. Рекомендуется научиться воспринимать конструктивную критику. Обида — самая неправильная реакция в подобной ситуации.
  4. При выполнении заданий нужно ставить высокие цели, но ни в коем случае не расстраиваться, не паниковать, если что-то пошло не так.
  5. Важно помнить, что у всех есть недостатки.
  6. Самокритика — хорошее лекарство от неверных самооценок. Она полезна для работы над собой и достижения новых результатов.
  7. Рекомендуется стать реалистом. Здесь важно понимание того, что человек не может быть идеален всегда и во всем.
  8. В своей деятельности следует учитывать не только собственное удовлетворение от проделанной работы, но и мнение окружающих.
  9. Важно позволить себе допускать ошибки. Неправильные решения — не катастрофа, а лишь урок на будущее. Следует помнить также о личной ответственности за все последствия.
  10. Не рекомендуется сравнивать себя с окружающими, рассуждать, хороший или плохой человек работает рядом с вами.

Завышенная самооценка делает человека заносчивым, уверенным в том, что окружающие люди что-то ему должны. Индивид делает неадекватные выводы о себе, завышая собственную значимость. Любые отклонения от адекватной самооценки — проблема для человека. Всегда важно трезво оценивать себя, свой потенциал.

Самооценка младшего школьника: диагностика

Мы разобрались в важности адекватной самооценки. Теперь пришло время поговорить о диагностике

Не всегда упадническое настроение скажет вам о низкой самооценке. Порой случается так, что веселый и активный ребенок в семье чувствует себя абсолютно чужим среди сверстников. Он боится быть непонятым и поэтому держит свое мнение при себе. Школьные психологи проводят тестирования, благодаря которым можно выяснить уровень самооценки ребенка. Ведь этот вопрос интересен как учителям, так и родителям.

Методика определения самооценки в младшем школьном возрасте

Стоит отметить, что адекватная самооценка у детей школьного возраста – это большая редкость. Чаще всего она либо завышена, либо занижена. Бить тревогу в этом случае не стоит, просто более пристально наблюдайте за учащимся. В этом возрасте нестабильность – это скорее норма, чем отклонение. Но от того, насколько точно родители и учителя смогут ненавязчиво оказать ребенку помощь, зависит его будущее. Итак, есть несколько методик определения уровня самооценки у школьников:

  1. Педагог предлагает детям изобразить себя в качестве любимого или вообще любого сказочного персонажа с выдуманным именем. Описать качества, какими наделен персонаж, и на основе этого опытный специалист способен определить, какая личность скрывается за тем или иным рисунком.
  2. Комплексный подход к проблеме предполагает разработку специальных опросов. Проделав анализ ответов учеников, психолог определит адекватность самооценки каждого и отклонения от нормы.
  3. На первый взгляд, последний способ – самый примитивный: изобразить на листе бумаге себя. Но это не так. Ребенок рисует самого себя таким, каким хочет быть, и на основании этого рисунка специалист определит, чего не хватает малышу, и справедливы ли его требования к себе.

В ситуации формирования здоровой самооценки у детей мнение специалиста очень важно. Если вдруг случится так, что родителей приглашает на разговор школьный психолог, не стоит игнорировать это приглашение

Отнеситесь со всей серьезностью.

Методики исследования самооценки личности

На данный момент имеется достаточно большое количество методик, при помощи которых можно рассмотреть самооценку индивида на базе различных показателей.18 В такой науке, как психология существует целый ряд экспериментальных методов, которые помогают выявить самооценку личности индивида, а так же и качественную, и количественную характеристики. К примеру рассмотрим коэффициент ранговой корреляции: он дает возможность сопоставить представление личности о том, какие бы она хотела иметь качествами – это в первую очередь, во вторую и так далее (Я идеальное) и обладает, по её мнению, в действительности в первую очередь, во вторую и так далее – (Я текущее). Непосредственно, главным будет и то, что при изучении испытуемый сам осуществляет нужные подсчеты по той формуле, которую ему предложат, а так же не дает никак сведений экспериментатору о собственной реальном и идеальном Я. Именно это и дает ему возможность не сообщать о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрывать себя.

Те коэффициенты самооценки личности, которые получились в итоге, дают возможность представить, какая же самооценка в количественном выражении.19

На сегодняшний день существует множество методик20. Самые известные из них ниже будут рассмотрены. Итак, это:

  1. Методика Дембо-Рубинштейн.
  2. Методика по Будасси.
  3. Тест Кеттелла.
  4. Методика В. Г. Щура.
  5. Методика Т. Лири.

Первое – это изучение самооценки личности по методике Дембо-Рубинштейн. Именуется так данная теория в связи с тем что, у нее существует два авторра – это Суссана Яковлевна Рубенштейн и Тамара Дембо. К Рубенштейн относится изменение методики Дембом (внедрила в жизнь методику для того, чтобы исследовать представления о счастье) для исследования самооценки. Если сопоставить видоизменение с первым вариантом, то можно проследить более расширенную методику и по вариантам трактовки, а по количеству шкал (было три, а стало четыре: «ум», «здоровье», «счастье», «характер»). Такой специалист, как П.В. Яньшин внес предложение о том, чтобы добавить к четырем уже имеющимся еще две21. К этим двум он отнес «оптимизм», а так же «удовлетворенность собой». После этого А.М. Прихожан, которая является доктором психологических наук, ее тоже видоизменила, то есть к шести шкалам она добавила еще две, а одну вообще заменила другой.22 К данным двум она отнесла: «умение много делать собственными руками, внешность», а так же «авторитет у сверстников». А такая шкала, как «уверенность в себе» пришла на замену шкале «счастье». В нынешнее, современное время имеется достаточно большое количество изменений данной психодиагностической методики, однако те принципы, которые считаются главными, остались прежними. После того, как методика будет проведена, можно сделать некоторый вывод о трех главных параметрах самооценки. В эти три параметра входят и реалистичность, и устойчивость, и высота. В процессе проведения такого изучения самооценки личности нужно брать во внимание абсолютно все комментарии подопытного, сказанные относительно полюсов, шкал и его положения на этих шкалах. Специалисты делают такое заявление, что анализ беседы, если он будет внимательным, дает возможность в конечном итоге сделать больше выводов о самооценки личности, чего не скажешь о простом анализе расположения отметок на шкалах.

Второе — это методика изучения самооценки личности по Будасси. Такая методика входит в число самых известных в психологии. Методика по Будасси дает возможность проведения количественного исследования и тем самым помогает выяснить адекватность, а так же уровень самооценки личности, отношение реального «Я» и идеального. В такой материал, как стимульный, входит сорок восемь свойств личности.23 Примером может послужить «мечтательность», «вдумчивость», «развязность» ну и прочее. Принцип ранжирования базируется на этом методе. Определить связь меж ранговыми оценками качеств личности, которые входят в представления «Я идеальное» и «Я реальное» — это есть цель обработки итогов. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Методика изучения Будасси подразумевает под собой само оценивание индивида, которое, в свою очередь, может осуществляться несколькими способами Первый путь – это сопоставление самого себя с иными индивидами, а второй – это сравнение собственных притязаний с показателями, которые являются объективными, реальными, своей деятельности.

Третье — это тест Кеттелла является шестнадцатифакторным личностным опросником. Данный опросник и есть самый известный, распространённый опросник из всех имеющихся, он оценивает индивидуально – психологические специфичности личности, как в нашей стране, так и за границей. Данный метод был разработан под руководством Р.Б. Кеттелла. Такой опросник способен выявить те шестнадцать факторов личности, которые являются относительно независимыми. Каждый из факторов имеет несколько поверхностных черт, которые, в свою очередь, объединены вокруг одной центральной черты. Такой факто, как MD, есть дополнительный к главным шестнадцати, а так же выделен в личностной методике Кеттелла для форм С и D. Конкретная зрелость личности, адекватность самооценки личности – все это и определяет среднее значение данного фактора. Для того, кто исследует по данному методу, существенное значение имеют данные по этому фактору. Это связано с тем, что именно при помощи них можно оценить насколько зрелая личность,

Для исследователя данные по этому фактору имеют большое значение, а также могут использоваться при индивидуальной работе с испытуемым.

Четвертое – это Методика исследования самооценки «Лесенка» В.Г.Щур. Данная методика дает возможность выявить систему представлений ребенка о том, как он сам себя оценивает, какую оценку дает ему иные люди (его мнение), а так же каким образом эти представления соотносятся меж собой. У такой методики существует несколько вариантов использования: индивидуальный и групповой. Индивидуальный вариант дает возможность выявить ту причину, которая формирует или же уже сформировала какую – либо оценку, для того, чтобы в последующем в такой ситуации, как потребность начать работу по коррекции проблем, появляющихся у людей. Групповой вариант дает возможность выяснить уровень самооценки. Стимульный материал представлен в виде лестницы из семи ступеней; на первой ступени стоят «самые хорошие ребята», на седьмой – «самые плохие», задача ребенка определяется в следующем: необходимо найти собственное место на лестнице. Атмосфера открытости, атмосфера доверия, атмосфера доброжелательности – все это имеет существенное значение, так как такая методика предназначена для детей. Помимо этого нужно уделять внимание и на комментарии, которые дает ребенок в ходе изучения.

Сюда же к изучению самооценки у детей входят следующие методики24:

  1. методика самооценки «Дерево» Д. Лампен (модификация – Л.П. Пономаренко);
  2. методика определения эмоциональной самооценки А.В.Захарова.

Все данные методики помогают выявить уровень самооценки ребенка. В первой же — стимульный материал представлен в виде нарисованного дерева с лесными человечками, каждый из них обладает собственным положением, собственным занятием, у каждого имеется собственное настроение, задача ребенка такова: необходимо выбрать фигуру, с которой он ассоциирует себя больше остальных. Во второй же – существует восемь кружков, ребенку необходимо выбрать один единственный, где, как он считает, ребенок и находится.

Пятое – это межличностных отношений Т.Лири. У данной методики имеются такие создатели, как Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком. Ее создали в 1954 году, суть ее заключается в следующем: оценить поведение испытуемых, самооценку, оценить близких людей, дать характеристику идеального «Я». Инструкция для ответа имеет свойство видоизменяться. Это зависит от данных уровней диагности. При помощи такой методике есть возможность выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Сюда входит сто двадцать восемь оценочных суждений; представленный восьми типами отношений, которые, в свою очередь, превращаются в шестнадцать пунктов. Такие пункты находятся в определенной последовательности входящей интенсивности. Данная методика имеет такое строение, что суждения выясняют какой – то тип отношений, а так же имеют особое расположение: группируются по четырем, а так же повторяются через равное количество определений.

Шестое – это методика диагностики самооценки психических состояний Г.Ю. Айзенка. Такая методика дает выяснить самооценку фрустрации, тревожности, ригидности, а так же агрессивности. Стимульный материал представляется в виде перечня психических состояний. Такие состояния могут быть как присуще испытуемому, так и нет. Итог интерпретации: есть возможность дать определение характерную для испытуемого степень выраженности исследуемых состояний.

Помимо выше перечисленных методик, к ним относятся и такие, как:

  1. методика «Справлюсь или нет?», она определяет оценочные позиции;
  2. тест «Оцени себя сам», она помогает выяснить адекватную, неадекватно завышенную и неадекватно заниженную самооценку испытуемых;
  3. А.И. Липкиной «Три оценки», определяет уровень самооценки, устойчивость или неустойчивость самооценки, аргументация самооценки.

Чтобы подытожить можно сказать следующее: все методики такого характера выявляют уровень самооценки личности, определяют ее адекватность, изучают как частную, так и общую самооценку и дает определение соотношения «Я идеального» и «Я реального».25

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

  • Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку . Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
  • Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша . Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».

Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю. Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так. Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет – будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.

Этапы развития

Самооценка развивается у человека с раннего детства и до конца его жизни.

Раннее детство

В развитии самоанализа большую роль играют ближайшие родственники. Даже в самые ранние годы ребенок, совершая какие-либо действия, уже самостоятельно реагирует на личные неудачи и достижения, таким образом, понемногу формируя свою самооценку. Но излишняя критичность и восторженность родителей может подтолкнуть ее в ту или иную сторону. К примеру, малыш хорошо рисует, и восторженные родители без устали повторяют какой он молодец и что никто, кроме него. так не сможет. В дальнейшем это может послужить причиной неадекватно высокой самооценки.

Или, наоборот, ребенок, придя в детский сад, столкнется с тем, что его будут оценивать как всех остальных, без каких-то возвышений. Это неизбежно повлечет за собой угнетение и в дальнейшем низкую самооценку. И также и слишком критичные родители, постоянно повторяющие ребенку, что он ничего не может либо у него ничего не получается, заведомо занижают его самоанализ.

Средний дошкольный возраст

К этому возрасту ребенок уже может объективно оценивать свои действия, личные победы и неудачи, а также свою личность в общем. В этот возрастной промежуток родители имеют особое воздействие на психологическое развитие ребенка. При этом те из них, которые имеют доверительные отношения с ребенком, оказывают на его психологический рост более активное влияние. Поэтому основной задачей родителей является помочь ребенку правильно сформировать свою самооценку.

Ребёнок 5−6 лет

Для детей этой возрастной группы довольно большую роль играет оценка взрослых, окружающих его людей. Он непросто ждет ее, а всеми возможными способами добивается. Таким детям просто необходимо одобрение и похвала. Это означает, что ребенок уже находится в том возрасте, когда начинают формироваться различные жизненно важные свойства, которые во взрослой жизни повлияют на успешность всех видов выбранной деятельности.

Начинающие школьники

Основной проблемой этого возраста, является сильное доверие ко всем взрослым, особенно учителям. Они берут с них пример, стараются подражать, полностью принимают их оценки. Даже в том случае, когда такой ребенок дает себе самооценку, он просто пересказывает по-своему слова своего учителя.

Это означает, что именно учителя в период младшей школы помогают ребенку правильно поставить уровень своего самоанализа. В этом возрасте детям важно, чтобы положительные характеристики его личности были общепризнанными.

Подростковый период

Среди главных отличий этого возраста можно смело отметить высокий уровень самоанализа. Наряду с этим, у подростка возникает потребность давать оценку своим возможностям и правильно ими пользоваться. А также есть необходимость развивать и формировать способности своей личности до уровня, который свойственен взрослому человеку.

Для подростков ключевым фактором в развитии правильного уровня самоанализа является мнение сверстников и друзей. В возрасте до 11 лет многим подросткам свойственно давать негативную оценку себе и своим действиям. Такое восприятие остается и дальше, к 13 годам, правда, оно сопровождается хорошими изменениями в виде роста самоуважения.

По мере того как подросток взрослеет, он начинает более трезво оценивать себя как личность. При этом в начале этого периода, подростку свойственно осознавать только определенные поступки в конкретных ситуациях, далее познаются черты характера, а уже в самом конце — особенности собственной личности.

Ссылка на основную публикацию
Похожее