Интеллектуальный уровень – это не образованность и не объем разнообразных знаний, как считают многие. Показатель IQ определяет способность человека логически мыслить, принимать нестандартные решения, запоминать информацию и находить оптимальный путь для ее применения. Коэффициент интеллекта определяется с помощью специальных тестов, множество вариантов которых можно без труда найти на страницах Интернета. Стоит ли доверять полученным результатам и гордиться отличным показателем? Помогает ли высокий «ай кью» добиться жизненных и профессиональных успехов? Отчего зависит коэффициент умственных способностей? Есть ли связь между уровнем IQ и состоянием здоровья? И кто вообще придумал эту интересную методику? Не спешите, обо всем по порядку и подробно.
Немного истории
В начале прошлого века российский министр озаботился качеством системы образования. Его интересовал вопрос о том, насколько школьная программа подходит детям с различным уровнем интеллекта. Он обратился к известным французским психологам А. Бине и Т. Симону с просьбой разработать метод определения умственных способностей детей определенного возраста для того, чтобы определить, кому с трудом или, наоборот, слишком легко дается стандартная образовательная программа. Двумя учеными было проведено множество экспериментов, в которых участвовали дети разного возраста. По их результатам Бине предложил оптимальные критерии, которые, по его мнению, наиболее информативно отражают уровень интеллектуального развития – способность воспринимать информацию, логически рассуждать и связывать понятия. Шкала Бине–Симона появилась в 1905 году и представляла собой тест из нескольких заданий, соответствующих предложенным Бине критериям.
Идею французских психологов поддержал, развил и усовершенствовал Л. Терман, профессор Стэнфордского университета. В результате была создана уникальная методика для оценки интеллекта, известная под названием шкала Стэнфорд–Бине. Термин IQ (intelligence quotient) предложил использовать В. Штерн, психолог из Германии. Уже через 4 года, в 1916 году, впервые был определен коэффициент интеллекта по шкале Стэнфорд–Бине. Количественная оценка интеллектуальных способностей определяет их уровень у тестируемого по сравнению со среднестатистическим показателем человека такого же возраста. Многие специалисты внесли весомый вклад в разработку интересной методики. Например, в 1995 году психиатр и психолог Д. Векслер улучшил ее структуру и добавил невербальный компонент. Психолог из Англии Г. Айзенк разработал целых восемь различных вариантов, они известны во всем мире и пользуются популярностью. Кроме того, существуют профессиональные тесты Кеттлера, Амтхауэра, Равена.
Расовые различия в интеллектуальном потенциале
Теория о превосходстве некоторых рас, а возможно влияния культурных традиций, относительно других народностей, никогда не давала покоя человечеству. Это и решено было проверить экспериментальным путем, разделив исследуемых на этнические группы.
Базовые показатели между этническими группами
Для чистоты эксперимента, наблюдения проводились над людьми, живущими в подобных социальных условиях в США. При этом, для сравнения брались усредненные показатели как по происхождению, так и по возрасту участников. Результаты показали определенную зависимость от этнической принадлежности и средний результат действительно отличался. Минимальные показатели были у представителей афроамериканской группы, где средний балл равнялся 85, что среди Европейского населения считалось бы низким уровнем интеллектуального развития. Самые высокие показатели были в еврейских общин, где средний балл равнялся 113, который считается выше среднего.
В то же время, наблюдения над успеваемостью иммигрантов доказывает, что уровень развития интеллекта больше зависит от устремленности индивида, чем от его происхождения, так как они в течении года, легко сравнивают свой показатель IQ со студентами местных учебных учреждений.
Условия жизни в стране
Еще одной гипотезой, которая подтвердилась в ходе независимых исследований, стали условия жизни в конкретной стране. Так, разнообразные факторы, такие как экономическое благополучие (измеряемое в виде ВВП), устройство правления, доминирующие взгляды в государственном аппарате, атеизм и другие, имели прямое влияние на интеллектуальный потенциал среднестатистического гражданина этой страны. При этом его иммиграция в совсем другие условия имела значимое влияние на дальнейшие изменения в коэффициенте IQ. Этот факт может быть как доказательством того, что окружающая среда имеет значимый вклад в умственное формирование индивида, так и указывать на личную заинтересованность человека в развитии (так как сам факт иммиграции говорит о готовности человека к кардинальным действиям ради достижения поставленных целей)
Принцип IQ-тестирования
За последние 100 лет интерес к определению «ай кью» не уменьшается, о чем свидетельствует огромное количество методик и их востребованность. Основная часть их основана на первоначальном проекте в различных вариациях. Тесты применяют для детей и взрослых с учетом возраста. Принцип действия примерно одинаков: комплекс различных по сложности заданий определяет способность к восприятию и запоминанию информации, логическому и пространственному мышлению. Изначально авторы шкалы предложили использовать соотношение хронологического и умственного возраста, умножая его на 100. Например, у ребенка 10 лет умственный показатель составляет 8. Его IQ будет равен: 8 : 10 х 100 = 80. Позже такой способ посчитали некорректным, и сейчас используют среднее значение среди определенной группы испытуемых. В числе основных критериев оценивают и приобретенные знания.
Мышление и интеллект: что общего?
В психологии интеллект и мышление являются схожими процессами умственной деятельности.
Мышление — склонность к анализированию, построению логических умозаключений, умение строить логические выводы на основе приобретенных знаний. Интеллект — способность к реализации полученных знаний, подкрепленная рациональными действиями. Прочтение нескольких книг и различных энциклопедий еще не говорит о наличии высокого интеллекта, так как необходимо правильно применять полученную информацию на практике.
От чего зависит IQ
Специалисты уверены, что на интеллектуальный уровень основное воздействие оказывает генетика. Но это было бы слишком просто. На самом деле IQ зависит от совокупности различных факторов.
- Четкая связь между наследственностью и уровнем интеллекта уже доказана. Однако эта область еще недостаточно изучена. Известно лишь, что влияние оказывает совокупность генов, а их более 17 тысяч! Печально, но американские ученые сделали однозначный вывод: уровень интеллекта приемных детей в большей степени зависит от IQ их биологических родителей, а не воспитавших их. Хотя на него немалое значение оказывают и другие факторы.
- Окружающая среда способствует изменению интеллектуального уровня в детском возрасте, но может постепенно ослабить свое влияние по мере взросления. IQ ребенка зависит от семейного микроклимата, методов воспитания, уровня жизни и финансового положения, размеров жилища. Однако этот фактор оказывает неоднозначное влияние на детей с разной наследственностью, поэтому в семье с приемными детьми уровень их интеллектуального развития может значительно отличаться. Но даже в случае с родными детьми коэффициент у них может быть разным – из-за индивидуальных особенностей реагирования на одни и те же факторы окружающей среды.
- Место проживания (имеется в виду страна) оказывает влияние на средний IQ уровнем демократии, религиозности, рождаемости, преступности.
Развитие здравоохранения
Немаловажное значение имеют развитие здравоохранения и доступность качественного питания. Ричард Линн, профессор из Ирландии, в 2008 году опубликовал интересные данные:
- несомненными лидерами по среднему показателю IQ являются японцы (кто бы спорил!) – он составляет 111 баллов, а каждый десятый житель страны может похвастаться уровнем интеллекта выше 130;
- в Европе на первом месте оказались голландцы и немцы со средним показателем 107;
- чуть отстали поляки (106 баллов) и шведы (104);
- Россия смогла занять лишь 17-е место, средний уровень интеллектуальности ее жителей составил 97 баллов.
- Можно сколько угодно спорить, опровергать и доказывать, что IQ не зависит от половой принадлежности. Однако исследования того же Линна неопровержимо утверждают: этот показатель у мужчин на пять пунктов выше. Хотя ради справедливости стоит заметить, множество известных женщин имеют поразительный коэффициент интеллекта: Шарон Стоун (140–160), модель из Словении Айрис Мулей (156), Мари Кюри (около 200) и многие другие. Интересно, что у женщин более развиты вербальные способности – активизация этого процесса начинается уже в пятилетнем возрасте. Зато мужчины более сильны в пространственном мышлении.
- Культурная специфика. Дафна Марченко из Кембриджского университета обращает внимание на нередкое игнорирование создателями тестов особенностей культур отдельных стран. Приоритет отдается той среде, в которой вращаются разработчики. В корне неверный подход нивелирует культурное разнообразие и искажает достоверность результатов.
- Среди других факторов, влияющих на развитие интеллектуальных способностей, ученые называют социальный статус, расовую принадлежность, возраст и профессию, размер головного мозга.
Врожденные умственные способности
Многие ученые сходятся во мнении, что генетическая наследственность определенно имеет значительное влияние на последующее развитие ребенка и на его интеллектуальные способности. В этом направлении с девяностых годов начали проводить много исследований, разделяя и анализируя различные группы испытуемых по возрастам, наследственным факторам, условиям воспитания и другим показателям. Помогут ли человеку тренажеры для ума, если у него плохая наследственность и нет предпосылок к эффективной интеллектуальной деятельности?
Прямое влияние наследственности
Для изучения данного вопроса рассматривались показатели, полученные у детей, как из обычных семей, так и приемных семей, где ребенок имеет неблагополучных биологических родителей. Различные тесты в разные периоды времени показали зависимость наследственности от 40 до 80 %. Что является очень весомым показателем, при условии, что влияние на коэффициент интеллекта имело именно генетическое наследство, а не психологические причины, связанные с пониманием неполноценности своего положения в семье или социуме.
По данным отдельных наблюдений, большинство приемных детей, чьи биологические родители имели проблемы с законом, в последствии, более склонны к преступности. Однако не существует достаточно объективного метода доказать, что дело именно в генетической информации, переданной от биологических родителей, и с высокой долей достоверности можно только констатировать факт статистики. Причинами же такого явления могут быть не только генетические факторы, но и проблемы с собственным позиционированием, как в социальном окружении, так и в новой семье, чувство собственной потерянности и глубокая обида на биологических родителей или чувство необоснованной собственной вины з происшедшее.
Выделение отдельных генов умственного развития
Предыдущие заявления о влиянии наследственности на IQ подвигли ученых к поискам отдельного гена или их совокупности, которые на прямую могли бы указывать на высокий коэффициент умственного потенциала. Однако годы, проведенные в поисках и расшифровке генетической информации не дали ощутимых результатов и на данный момент отследить интеллектуальный потенциал по генетическому тесту все еще не возможно.
Подобные данные могут свидетельствовать о ложном приписывании генетике такого важного значения в дальнейшем развитии ребенка однако, несмотря на такие показатели, много ученных до сих пор придерживаются теории о наследственности выдающихся интеллектуальных способностей.
Условия жизни и воспитание
На сколько, так званая «среда обитания» влияет на показатели IQ у ребенка? Исследовав этот вопрос, группа ученых обнаружила зависимость в пределах 10% от условий питания и жизни младенца. Так, употребление кормящей мамой рыбных продуктов и грудное вскармливание ребенка в целом, дают ему преимущество над сверстниками, и его мозговая деятельность имеет потенциал несколько выше среднего в данной группе. Однако, к совершеннолетию, эта разница нивелируется и к этому периоду имеет значение то, как занимался человек собственным развитием, а не то в каких социально-экономических условиях жил в детстве.
О стабильности IQ
Средний показатель интеллекта человека на протяжении многих лет остается на одном уровне и равен 100 баллам. Но это не означает, что человечество не становится более развитым. Оказывается, тесты периодически корректируют, усложняя задания. На это обратил внимание известный философ из США Джеймс Флинн. Своими исследованиями он доказал, что средний показатель интеллектуального уровня, считающийся достаточно стабильной величиной, возрастает с каждым десятилетием примерно на три пункта. Если бы человек, живший в начале прошлого века, прошел современный тест на определение IQ, он не смог бы набрать более 70 баллов. Эксперты объясняют этот феномен, названный эффектом Флинна, возрастающим качеством жизни – высоким уровнем медицинских услуг, улучшением питания, возможностью получить достойное образование и заниматься интеллектуальной деятельностью.
Комфортность современной жизни позволяет раскрыть свой потенциал, заниматься любимым делом, иметь время на самообразование и развитие данных природой способностей. Непременное условие повышения своего интеллекта – стремление к новым знаниям. Чтение и познавательные передачи по TV, досуг с кроссвордом и общение с интересными образованными людьми, развивающие игры и головоломки – все эти простые занятия способны значительно повысить уровень интеллектуальных способностей. А в виде мотивации стоит использовать последние результаты исследований: высокий показатель IQ повышает продолжительность жизни и предохраняет от различных недугов.
Развитие интеллектуальных способностей – сфера деятельности
Очень часто ведущим фактором в формировании интеллектуальных способностей называют память. Существует даже множество тренингов направленных на ее развития, однако, ученые доказали, что это не то фактор, который отвечает на вопрос, от чего зависит IQ. Гораздо больше на развитие интеллекта влияет повседневная деятельность. Люди, работающие в сферах, где постоянно требуется прилагать умственные усилия, реже страдают старичком слабоумием. Результаты тестов IQ и других, анализирующих умственные показатели, гораздо выше, чем у работников низкоквалифицированного труда.
«Ай кью», здоровье и успешность – есть ли связь
Принято считать, что высокий IQ – путевка в успешную и счастливую жизнь. Его обладателям легче найти престижную работу, добиться значительных успехов в любой сфере жизни, достойно обеспечивать себя и свою семью. К сожалению, это не совсем так. Тестовые задания не способны оценить личностные качества, необходимые для достижения поставленных целей. Творческий человек с высоким IQ может испытывать проблемы в общении, а отличная память способна сочетаться с отсутствием ответственности за свои действия. Группа американских ученых во главе с Д. Хекманом, лауреатом Нобелевской премии, представила результаты своих многолетних исследований взаимосвязи показателя IQ и финансовых достижений. Оказалось, что для жизненного успеха гораздо важнее такие персональные характеристики, как настойчивость, самодисциплина, собранность, способность принимать правильные решения и отвечать за свои действия. Не обойтись и без определенных навыков, наличие которых тест определить не способен.
В октябре 2021 года Венцель Грюс продемонстрировал нечто невероятное миллионам телезрителей: ученик из маленького немецкого городка Ластрут более пятидесяти раз подряд отбил футбольный мяч головой, ни разу не уронив и не подхватив его руками. Но то, что зрители российского телешоу «Удивительные люди» наградили его восторженными аплодисментами, объяснялось не только спортивной ловкостью юноши. Дело в том, что, играя мячом, он еще между делом возвел в пятую степень число 67, получив десятизначный результат всего за 60 секунд.
Венцель, которому сегодня 17 лет, обладает уникальным математическим даром: он умножает, делит, извлекает корни из двенадцатизначных чисел без ручки, бумаги и прочих вспомогательных средств. На последнем чемпионате мира по устному счету он занял третье место. Как он сам говорит, на решение особо сложных математических задач у него уходит от 50 до 60 минут: например, когда ему требуется разложить двадцатизначное число на простые множители. Как же ему это удается? Вероятно, главную роль здесь играет его кратковременная память.
Ясно, что мозг Венцеля несколько превосходит мыслительный орган его нормально одаренных сверстников. Как минимум в том, что касается чисел. Но почему вообще одни люди обладают большими умственными способностями, чем другие? Этот вопрос еще 150 лет назад занимал британского исследователя природы Фрэнсиса Гальтона (Francis Galton). При этом он обратил внимание, что часто различия в интеллекте связаны с происхождением человека. В своем труде «Наследственный гений» (Hereditary Genius) он делает вывод, что человеческий интеллект может передаваться по наследству.
Коктейль из нескольких ингредиентов
1. Мозг у одних людей работает эффективнее, чем у других. Их владельцы обладают большими интеллектуальными способностями. Но какова общая нейробиологическая основа, пока еще не ясно.
2. Ученые находят все новые и новые гены, способствующие развитию высокого интеллекта. Многие из них располагаются в пирамидных клетках коры головного мозга.
3. Чем длиннее и более разветвлены клеточные волокна в височных долях мозга, тем человек в принципе умнее. В других участках мозга благоприятное влияние на интеллект оказывает малая плотность нейронов.
Как выяснилось позже, этот его тезис был верен — как минимум отчасти. Американские психологи Томас Бушар (Thomas Bouchard) и Мюттью Макги (Matthew McGue) проанализировали более 100 опубликованных исследований схожести интеллектов среди членов одной семьи. В некоторых работах были описаны однояйцовые близнецы, разделенные сразу после рождения. Несмотря на это, при тестах интеллекта они показывали практически аналогичные результаты. Близнецы же, выросшие вместе, в отношении умственных способностей были схожи в еще большей степени. Вероятно, окружающая среда также оказывала на них немаловажное влияние.
Сегодня ученые считают, что интеллект на 50-60% передается по наследству. Иными словами, разница в IQ между двумя людьми на добрую половину объясняется строением их ДНК, полученной от родителей.
В поисках генов интеллекта
Однако поиски конкретно отвечающих за это наследственных материалов до сих пор мало к чему приводили. Правда, иногда находили некоторые элементы, которые на первый взгляд имели отношение к интеллекту. Но при ближайшем рассмотрении эта взаимосвязь оказывалась ложной. Возникла парадоксальная ситуация: с одной стороны, бесчисленные исследования доказывали высокую наследственную составляющую интеллекта. С другой стороны, никто не мог сказать, какие гены конкретно отвечают за это.
В последнее время картина несколько изменилась, в первую очередь благодаря технологическому прогрессу. План строительства каждого отдельного человека заключен в его ДНК — своеобразной гигантской энциклопедии, состоящей из приблизительно 3 миллиардов букв. К сожалению, она написана на языке, который мы почти не знаем. Хотя мы и можем читать буквы, но смысл текстов этой энциклопедии остается от нас скрыт. Даже если ученым удается секвенировать всю ДНК какого-либо человека, они не знают, какие ее участки отвечают за его умственные способности.
Интеллект и IQ
Слово интеллект происходит от латинского существительного intellectus, которое можно перевести как «восприятие», «разумение», «понимание», «рассудок» или «ум». Психологи понимают под интеллектом общую ментальную способность, охватывающую различные компетенции: например, способность решать проблемы, понимать комплексные идеи, абстрактно мыслить и учиться на опыте.
Интеллект, как правило, не ограничивается одним предметом, например, математикой. Тот, кто хорош в одной области, часто выделяется и в других. Четко ограниченные одним предметом дарования встречаются редко. Поэтому многие ученые исходят из того, что существует общий фактор интеллекта, так называемый фактор G.
Illustrerad Vetenskap 31.03.2020 Gazeta Wyborcza 27.09.2015 BBC 03.11.2016 Тот, кто собирается изучать интеллект, нуждается в методе для его объективного измерения. Первый тест интеллекта разработали французские психологи Альфред Бине (Alfred Binet) и Теодор Симон (Théodore Simon). Они применили его впервые в 1904 году, чтобы оценить интеллектуальные способности школьников. На основании задач, разработанных для этой цели, они создали так называемую «шкалу умственного развития Бине — Симона». С ее помощью они определяли возраст интеллектуального развития ребенка. Он соответствовал номеру в шкале задач, которые ребенок мог полностью решить.
В 1912 году немецкий психолог Вильям Штерн (William Stern) предложил новый метод, при котором возраст интеллектуального развития делился на хронологический возраст, а получаемая при этом величина называлась коэффициентом интеллекта (IQ). И хотя название сохранилось до сих пор, сегодня IQ больше не описывает возрастные коэффициенты. Вместо этого IQ дает представление о том, как соотносится уровень интеллекта того или иного индивида с уровнем интеллекта среднестатистического человека.
Люди различаются между собой, и соответственно различаются их наборы ДНК. Однако у индивидов с высоким IQ должны совпадать как минимум те части ДНК, которые связаны с интеллектом. Сегодня ученые исходят из этого основополагающего тезиса. Сравнивая ДНК сотен тысяч испытуемых в миллионах ее частей, ученые могут определить наследственные регионы, способствующие формированию более высоких интеллектуальных способностей.
В последние годы был опубликован целый ряд подобных исследований. Благодаря этим анализам картина становится все более ясной: особые умственные способности зависят не только от наследственных данных, но от тысяч различных генов. И каждый из них вносит лишь свой крошечный вклад в феномен интеллекта, иногда всего лишь несколько сотых процента. «Сейчас считается, что две трети всех вариабельных генов человека напрямую или опосредованно связаны с развитием мозга и тем образом потенциально с интеллектом», — подчеркивает Ларс Пенке (Lars Penke), профессор биологической личностной психологии из Университета имени Георга Августа в Гёттингене.
Тайна за семью печатями
Но остается еще одна большая проблема: сегодня известны 2 тысячи мест (локусов) в структуре ДНК, которые ассоциируются с интеллектом. Но во многих случаях еще не понятно, за что конкретно отвечают эти локусы. Чтобы решить эту загадку, исследователи интеллекта наблюдают, какие клетки чаще, чем другие, реагируют на поступающую новую информацию. Это может означать, что именно эти клетки каким-то образом связаны с мыслительными способностями.
При этом ученые постоянно сталкиваются с определенной группой нейронов — так называемыми пирамидными клетками. Они растут в коре головного мозга, то есть в той внешней оболочке головного мозга и мозжечка, которую специалисты называют кортексом. Он содержит преимущественно нервные клетки, придающие ему характерный серый цвет, — поэтому его и зовут «серым веществом».
Возможно, пирамидные клетки играют ключевую роль в формировании интеллекта. На это указывают во всяком случае результаты исследований, проведенных нейробиологом Натальей Горюновой, профессором Свободного университета Амстердама.
Недавно Горюнова опубликовала результаты исследования, привлекшего всеобщее внимание: она сравнила пирамидные клетки у испытуемых с различными интеллектуальными способностями. Образцы тканей были взяты в основном из материала, полученного при операциях у больных эпилепсией. В тяжелых случаях нейрохирурги пытаются удалить очаг возникновения опасных судорожных приступов. При этом они всегда удаляют и части здорового мозгового материала. Именно этот материал и исследовала Горюнова.
Она сначала проверила, как реагируют содержащиеся в нем пирамидные клетки на электрические импульсы. Затем она разрезала каждый образец на тончайшие ломтики, фотографировала их под микроскопом и собирала их вновь на компьютере в трехмерное изображение. Таким образом она, например, установила длину дендритов — разветвленных отростков клеток, с помощью которых те улавливают электрические сигналы. «При этом мы установили связь с IQ пациентов, — поясняет Горюнова. — Чем длиннее и ветвистее были дендриты, тем умнее был соответствующий индивид».
Исследовательница объяснила это очень просто: длинные, разветвленные дендриты могут установить больше контактов с другими клетками, то есть они получают больше информации, которую могут обрабатывать. К этому добавляется еще один фактор: «Благодаря сильной разветвленности они могут в разных ветвях одновременно обрабатывать разную информацию», — подчеркивает Горюнова. Благодаря подобной параллельной обработке клетки обладают большим вычислительным потенциалом. «Они работаю быстрее и продуктивнее», — делает вывод Горюнова.
Только часть правды
Каким бы убедительным ни казался этот тезис, полностью доказанным его считать нельзя, как откровенно признается сама исследовательница. Дело в том, что исследованные ею образцы тканей были взяты в основном из одной очень ограниченной области в височных долях. Там возникает большинство эпилептических припадков, и поэтому, как правило, хирургическое вмешательство по поводу эпилепсии производится именно в этой области. «Как обстоят дела в других участках мозга, мы еще сказать не можем, — признается Горюнова. — Но новые, еще не опубликованные результаты исследований нашей группы показывают, например, что связь между длиной дендритов и интеллектом в левой половине мозга выражена сильнее, чем в правой».
Сделать какие-то общие выводы из результатов исследований амстердамских ученых пока еще нельзя. Тем более что есть данные, говорящие о прямо противоположном. Они получены биопсихологом из Бохума Эрханом Генчем (Erhan Genç). В 2021 году он вместе с коллегами также исследовал, насколько различается строение серого вещества у очень умных и менее умных людей. При этом он пришел к выводу, что сильная разветвленность дендритов скорее вредит, чем способствует мыслительной способности.
Правда, Генч не исследовал отдельные пирамидные клетки, а помещал своих испытуемых в сканер мозга. В принципе, магнитно-резонансные томографы не годятся для исследования тончайших структур волокон — разрешение снимков, как правило, оказывается недостаточным. Но бохумские ученые использовали особый метод, позволяющий увидеть направление диффузии тканевой жидкости.
Дендриты становятся барьерами на пути жидкости. Анализируя диффузию, можно определить, в каком направлении располагаются дендриты, насколько они разветвлены и насколько близко друг от друга расположены. Результат: у более умных людей дендриты отдельных нервных клеток не так густы и не склонны распадаться на тонкие «провода». Это наблюдение диаметрально противоположно выводам, сделанным нейробиологом Натальей Горюновой.
Но разве пирамидные клетки не нуждаются в разнообразной поступающей извне информации, чтобы выполнять свои задачи в мозге? Как это согласуется с выявленной низкой степенью разветвленности? Генч также считает связь между клетками важной, но, по его мнению, эта связь должна иметь цель. «Если вы хотите, чтобы дерево давало больше плодов, срежьте лишние ветки, — поясняет он. — Так же обстоит дело и с синаптическими связями между нейронами: когда мы появляемся на свет, у нас их много. Но в течение жизни мы их прореживаем и оставляем только те, которые для нас важны».
Предположительно, именно благодаря этому мы можем перерабатывать информацию более эффективно.
Так же поступает и «живой калькулятор» Венцель Грюс, который при решении задачи выключает для себя все вокруг. Обрабатывание фоновых раздражителей было бы для него в этот момент контрпродуктивным.
Действительно, люди с богатым интеллектом проявляют более сфокусированную мозговую активность, чем менее одаренные, когда им приходится решать сложную задачу. Кроме того, их мыслительному органу нужно меньше энергии. Эти два наблюдения привели к так называемой нейронной гипотезе эффективности интеллекта, согласно которой решающее значение имеет не напряженность работы мозга, а эффективность.
У семи нянек дитя без глазу
Генч считает, что полученные им результаты подкрепляют эту теорию: «Если вы имеете дело с огромным количеством связей, где каждая может вносить свой вклад в решение какой-то задачи, то это скорее усложняет дело, чем помогает ему» — говорит он. По его словам, это все равно, что перед покупкой телевизора спрашивать совета даже у тех друзей, которые в телевизорах не разбираются. Поэтому имеет смысл подавлять мешающие факторы — так считает нейробиолог из Бохума. Вероятно, умным людям это удается лучше, чем прочим.
Но как это соотносится с результатами амстердамской группы под руководством Натальи Горюновой? Эрхан Генч указывает, что дело может быть в различных методиках измерений. В отличие от нидерландской исследовательницы, он не рассматривал отдельные клетки под микроскопом, а измерял движение водяных молекул в тканях. Он указывает и на то, что степень разветвленности пирамидных клеток в разных секторах мозга может быть разной. «Мы имеем дело с мозаикой, в которой пока еще отсутствуют многие части».
Tiscali.cz 19.07.2019 Atlantico 18.07.2017 Более схожи результаты исследований в другом пункте: толщина слоя серого вещества имеет решающее значение для интеллектуальных способностей — предположительно, потому, что в объемистой коре головного мозга содержится больше нейронов, то есть она обладает большим «вычислительным потенциалом». На сегодняшний день эта связь считается доказанной, и Наталья Горюнова лишний раз подтвердила ее в своей работе. «Размер имеет значение», — это установил еще 180 лет назад немецкий анатом Фридрих Тидеман (Friedrich Tiedemann). «Между размером мозга и энергией интеллектуальных способностей бесспорно существует связь», — записал он в 1837 году. Для измерения объема мозга он заполнял черепа умерших людей сухим просом, но эту связь подтверждают и современные методы измерения с помощью сканеров мозга. По разным оценкам, от 6 до 9% различий в IQ связывают с разницей в величине мозга. И при этом толщина коры головного мозга, судя по всему, имеет решающее значение.
Однако и тут есть много загадочного. Это в равной степени относится и к мужчинам, и к женщинам, потому что у обоих полов маленькому мозгу соответствуют и меньшие умственные способности. С другой стороны, мозг у женщин в среднем на 150 г меньше, чем у мужчин, однако в тестах IQ они показывают те же результаты, что и мужчины.
«В то же самое время структуры мозга у мужчин и женщин различаются, — объясняет Ларс Пенке из Университета Гёттингена. — У мужчин больше серого вещества, то есть кора их головного мозга толще, а у женщин больше белого вещества». А ведь и оно исключительно важно для нашей способности решать проблемы. При этом на первый взгляд оно играет не такую заметную роль, как серое вещество. Белое вещество в основном состоит из длинных нервных волокон. Они могут передавать электрические импульсы на большие расстояния, иногда на десять сантиметров и более. Это возможно потому, что они великолепно изолированы от своего окружения слоем насыщенной жиром субстанции — миелина. Миелиновая оболочка и придает волокнам белый цвет. Она предотвращает потерю напряжения в результате коротких замыканий и, кроме того, ускоряет передачу информации.
Разрывы «проводов» в мозге
Если пирамидные клетки можно считать процессорами мозга, то белое вещество представляет собой как бы компьютерную шину: благодаря ему находящиеся на больших расстояниях друг от друга мозговые центры могут общаться между собой и сотрудничать при решении проблем. Несмотря на это, белое вещество долгое время недооценивалось исследователями интеллекта.
То, что сейчас это отношение изменилось — заслуга в том числе и Ларса Пенке. Несколько лет назад он установил, что у людей с пониженным интеллектом белое вещество находится в худшем состоянии. В их мозге отдельные линии связи пролегают подчас хаотично, а не аккуратно и параллельно друг к другу, миелиновая оболочка сформирована не оптимально, и время от времени происходят даже «разрывы проводов». «Если таких аварий становится больше, то это приводит к замедлению обработки информации и в конечном итоге к тому, что индивид при тестах на интеллект показывает худшие результаты, чем другие» — объясняет личностный психолог Пенке. Предположительно, около 10% различий в IQ обусловлено состоянием белого вещества.
Но вернемся к различиям между полами: как говорит Пенке, согласно данным некоторых исследований, женщины справляются с интеллектуальными задачами так же успешно, как и мужчины, но при этом они используют иногда другие области мозга. О причинах можно только догадываться. Частично эти отклонения можно объяснить разницей в структуре белого вещества — канала связи между различными .
Таким образом, «умная голова» складывается из множества составляющих, причем их соотношение может варьироваться. Важны и пирамидные клетки как эффективные процессоры, и белое вещество как система быстрой связи и хорошо функционирующая рабочая память. К этому добавляется оптимальное мозговое кровообращение, крепкий иммунитет, активный энергетический обмен и так далее. Чем больше наука узнает о феномене интеллекта, тем яснее становится, что его нельзя связать только с одним компонентом и даже с одним определенным участком мозга.
Но если все работает как надо, то человеческий мозг способен творить удивительные вещи. Это видно на примере южнокорейского ядерного физика Кима Ун Ёна, который обладая IQ в 210 единиц, считается самым умным человеком на Земле. В семь лет он решал на японском телешоу сложные интегральные уравнения. В восемь лет его пригласили в НАСА в США, где он проработал десять лет.
Правда, сам Ким предостерегает от того, чтобы IQ придавали слишком большое значение. В своей опубликованной в 2010 году статье в газете Korea Herald он написал, что высокоинтеллектуальные люди не всесильны. Как и мировые рекорды у атлетов, высокий IQ — лишь одно из проявлений человеческого таланта. «Если существует широкий спектр дарований, то мое — лишь часть их».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Можно ли доверять тестам
Изначально определение интеллектуального уровня человека было предназначено для оценки его способностей к обучению. С этой задачей тест на IQ справляется великолепно. Но в последнее время коэффициент интеллекта стал играть не соответствующую ему роль. Ошибочные представления о его возможностях побуждают даже некоторых работодателей проверять умственные способности потенциальных работников с помощью тестов. Интеллект – комплексное и сложно измеряемое понятие, которое вряд ли способно объективно представить все способности человека: социальные, эмоциональные, когнитивные. Однако, как считает британский психолог А. Поттер, уровень IQ помогает понять немаловажные характеристики – способность быстро принимать креативные решения, запоминать и усваивать информацию, логически мыслить. Вот только уровень предлагаемых в Интернете тестов далеко не всегда гарантирует корректный результат.
Выразите Свою Реакцию
Признаки высокого интеллекта
У каждого человека имеются разные способности. Ученые представили список особенностей, которые свойственны людям с высоким интеллектом:
- Высокий уровень тревожности. Специалисты объясняют это тем, что люди с высоким IQ умеют анализировать ситуацию и предполагать ее исход. Высокоинтеллектуальные люди чаще всего страдают депрессиями и бессонницей, которые развиваются из-за способностей предвидеть неприятные ситуации и их обдумывать.
- Смена режима дня. Большинство людей живет по такому распорядку: просыпаются рано утром и ложатся спать к вечеру, такой тип называют «жаворонками». Что касается противоположного типа, «совы», они чаще подвержены заболеваниям нервной и сердечно-сосудистой систем. Тем не менее такие люди показывают более высокие аналитические результаты, отличаются хорошей концентрацией внимания, а также меньше устают. Большая часть руководителей и людей, которые занимают другие ответственные должности, являются «совами».
- Чувство юмора. Способность понимать юмор связана с богатым словарным запасом и вербальным развитием. Талантом подшутить на любую тему, в том числе и над собой, обладают высокоинтеллектуальные люди.
- Неаккуратность. Специалисты считают, что высокий интеллект связан со склонностью к творческому беспорядку. По их мнению, неправильно организованное место оказывает дисциплинирующее воздействие и способствует активизации умственных процессов, а также усилению креативности.
- Самокритичность. Люди с данным признаком имеют склонность сомневаться в качестве своих знаний. Чем больше человек осведомлен, тем больше перед ним раскрывается круг вопросов, на которые он пока не знает ответов. И, напротив, менее развитые люди всегда уверены в своих знаниях и стараются не мучить себя «лишними» сомнениями. Связь между самокритичностью и уровнем интеллекта является научно подтвержденным фактом, и имеет название «эффект Даннинга – Крюгера».
- Лень — признак высокого интеллекта. Ученые пришли к выводу, что именно она является отличительной чертой умных и вдумчивых людей. Они уверены, что более поверхностные люди не умеют рационально использовать свое свободное время. Согласно исследованиям, высокоинтеллектуальные люди ведут себя менее активно, нежели те, кто не отличается высокими знаниями. Таким образом, специалисты пришли к такому выводу: чем выше интеллект, тем ниже активность.
Несомненно, к признакам высокого IQ можно отнести хорошую память, аналитический склад ума, способность к обучению. Но если природный дар ребенка начать развивать с маленького возраста, он раскроется во всей полноте. В тех семьях, где родители активно занимаются с малышами, из них вырастают любознательные, сообразительные и коммуникабельные дети.
Спорт с поправкой на половую принадлежность
Гендерные стереотипы, касающиеся занятий спортом, тоже чрезвычайно сильны. Например, родители часто отказываются отдать девочку в секцию бокса, тяжелой атлетики или хоккея, потому что она может стать грубой, напористой – одним словом, «неженственной». В то же время желание мальчика заниматься фигурным катанием, танцами или, не дай бог, синхронным плаванием заставляет родственников косо на него посматривать: еще вырастет тряпкой – с такими-то увлечениями. А вдруг он вообще «из этих»? Что соседи тогда скажут? Позора не оберешься!
На уроках физкультуры упражнения для мальчиков и для девочек тоже порой отличаются: в первых педагоги стараются развивать силу и выносливость, во вторых – изящество. Пока мальчики играют в футбол и гандбол, девочки занимаются гимнастикой. Между тем, значительно более корректным и продуктивным было бы исходить, во-первых, из особенностей организма каждого конкретного ученика, а во-вторых, из его интересов.
Источник фото
Не стоит к тому же забывать и о том, что до 5-6 класса девочки обычно физически более развиты, чем мальчики, а значит, задвигать их на второстепенные позиции в командных играх вдвойне странно. Но даже когда пубертатный период вносит коррективы в очертания тел подростков, во время эстафеты нужно ставить в пару учеников не одного пола, а одного веса, роста и комплекции: это будет справедливо как со спортивной точки зрения, так и с точки зрения идеи о равенстве возможностей.
«Лично я отношусь положительно к тому, что в ряде российских школ мальчики играют в футбол и мастерят табуретки, а девочки – занимаются гимнастикой и шьют. Но это мое субъективное мнение, поскольку мне самой не хотелось бы играть в футбол и мастерить табуретки, — говорит Ольга Валентиновна. – Если же быть более объективной, то разделение классов – это хорошо, но определяющую роль здесь должны играть не гендерные признаки, а пожелания самих учащихся. В конце концов, существует и женский футбол. Или, допустим, девочка уже изначально хорошо умеет шить, потому что ее мама работает в ателье, а вот научиться смастерить стульчик для плюшевого медведя – самое оно! Более того, разделяй – не разделяй классы по гендерному признаку, жизнь сама внесет свои коррективы: при необходимости и готовить научишься, и мебель собирать независимо от того, мальчик ты или девочка».