Что такое вандализм? Примеры вандализма. Ответственность за вандализм. Ст. 214 УК РФ

Человеческие действия можно разделить на две группы: созидающие и разрушающие. Последние вызывают негативную реакцию общества. В зависимости от степени опасности за разрушающие действия устанавливаются разные наказания – от общественного порицания до уголовной ответственности. Люди, совершающие их, имеют разные мотивы и цели.

image

Одним из проявлений негативного поведения считается вандализм. Ответственность за него устанавливается в 214 статье УК. На практике возникает немало проблем при квалификации этого деяния. Далее в статье рассмотрим, что такое вандализм, чем он отличается от иных преступлений и какое наказание за него предусмотрено.

Общие сведения

Многие полагают, что вандализм – такие действия, которые направлены исключительно на осквернение культурно-исторических сооружений. Это не совсем верно.

Данное явление можно рассматривать с разных точек зрения. К примеру, что такое вандализм в психологическом смысле? Под ним понимают такое состояние субъекта, при котором он хочет совершать разрушающие действия, осквернять скульптуры, памятники, причинять ущерб общественному имуществу. Противоположным ему будет патриотизм. Он представляет собой состояние, при котором индивид гордится страной и народом, стремится сохранить культурно-историческое наследие.

Некоторые ученые полагают, что вандализм – такая форма девиантного поведения, при которой субъект совершает бессмысленные действия, пытаясь таким образом обратить на себя внимание. Как правило, разрушающее поведение присуще недовольным людям, ничего не добившимся в жизни.

Итог

Вандализм современного человека – это скорее безответственное, агрессивное и ребяческое поведение, которое имеет под собой достаточно поверхностные и малозначительные мотивы. Человек просто руководствуется своими эмоциями, которые говорят ему о том, что другие люди виноваты в его бедах и несчастьях.

Если раньше вандалами становились люди, которые желали победить и забрать себе имущество, которое их потом прокормит, то на сегодняшний день вандализм становится способом эмоциональной разрядки и даже морального удовлетворения. Это говорит о том, что у людей отсутствуют человеческие ценности. Они ведомы своими эгоистичными желаниями и обидами.

Вандализм современного человека можно прекратить, если проводить профилактическую работу, которая начинается еще с раннего возраста в семье, где воспитывается ребенок. Родители должны прививать ему моральные ценности и уважение ко всему, что его окружает. Нужно прививать ценность культуры и истории, которая привела человека к той жизни, которой он живет сейчас. Если ценить то, что у человека имеется, тогда у него не будет желания портить имущество. Ведь когда-то он тоже вырастит и родит своих детей, которых будет растить в том мире, в котором сам живет. А что человек покажет своим детям – разрисованные стены и отсутствие какой-либо культурной красоты, поскольку сам все разрушил?

Объекты

Действия человека могут быть направлены на разрушение различного имущества. Однако только в отношении общественных ценностей его поведение будет признано вандализмом. К примеру, это могут быть:

  • Могилы.
  • Памятники.
  • Административные здания.
  • Общественный транспорт.
  • Жилые и офисные здания.
  • Аттракционы.
  • Мусорные баки, урны.
  • Лифты.
  • Садово-парковый инвентарь (скамейки, фонари, газоны и пр.).

Нанесение нецензурных выражений на фасады, заборы, сидения в общественном транспорте и пр. также считается вандализмом. Преступление отличается высокой общественной опасностью. Оно посягает не только на имущество, но и на духовные ценности населения.

Кто такой вандал?

Этим термином называли восточно-германское племя завоевателей. Вандалы в 455 г. вторглись в Рим, захватили ценности и пленных. Их действия были в основном связаны с грабежом, а не с разрушением. Тем не менее их называли некультурными, беспощадными, дикими варварами.

Учитывая приведенную выше информацию, можно определить, кто такой вандал в современном понимании. Им называют человека, намеренно, эмоционально причиняющего ущерб общественному имуществу.

Что такое вандализм?

Любое осквернение недвижимого или движимого имущества можно назвать вандализмом. Что такое вандализм в психологии? Это психическое состояние человека, толкающее его на разрушение, изуродование или осквернение памятников, скульптур, достояний общественного значения. В противовес данному явлению можно поставить патриотизм – состояние человека, при котором он гордится своей страной, народом и старается всеми силами сохранить целостность своего государства.

Вандализм приписывается к одной из форм девиантного (аморального) поведения. Человек в данном состоянии совершает бессмысленные поступки, которые характеризуются осквернением, разрушением, изуродованием и прочими видами порчи различного имущества отдельных людей или общества в целом. Это могут быть:

  1. Памятники.
  2. Могилы.
  3. Заборы (надписи на них).
  4. Дома.
  5. Общественный транспорт.
  6. Общественные здания.
  7. Мусорные баки.
  8. Аттракционы.
  9. Лифты.

Различные надписи зачастую с нецензурной лексикой также относятся к вандализму.

Вандал – это человек, который намеренно или эмоционально разрушает имущество, принадлежащее другому индивиду или обществу.

Исторически данное понятие берет свое начало от восточно-германского племени вандалов, которые вторглись в Рим летом 455 году и вывезли ценности и некоторых пленных. Хоть их поведение было связано с грабежом, нежели с разрушением города, все же им приписывались качества диких, беспощадных, некультурных «варваров».

К вандализму приписывается не только разрушение памятников, но и осквернение икон и прочих религиозных и культурных ценностей. Данной стороной человеческого проявления активно интересуется уголовное право, которое имеет конкретные причины иногда наказывать тех, кто причинил тот или иной вред окружающим.

Классификация

В настоящее время исследователи выделяют следующие распространенные виды вандализма:

  • Сожжение книг.
  • Осквернение могил.
  • Сожжение церквей.
  • Бомбинг. Он представляет собой нанесение надписей и картин с помощью трафарета.
  • Теггинг. Им называют нанесение подписи автора в общественном месте.
  • Граффити – рисунки и надписи, выполненные разными красками.
  • Порча или уничтожение произведений искусства.

Стоит отметить, что ученые однозначно не могут сегодня определить, чем является граффити – искусством или вандализмом. Представляется, что характеристика будет зависеть от содержания надписи или рисунка. Если в них есть элементы, оскорбляющие чье-то достоинство, нецензурные выражения, порнографические детали, то нанесение их можно считать порчей архитектурных памятников и прочих сооружений.

Стратегия устранения возможностей проявляется в следующих способах:

1.

«Укрепление мишени». Способ заключается в создании физических барьеров для разрушения за счет использования более прочных материалов и конструкций, уменьшении количества деталей, которые можно оторвать, отбить и т.п. Нужно стараться изменить конструкцию таким образом, чтобы ее разрушение доставляло наименьшее удовольствие. Так, например, для борьбы с рисунками и надписями рекомендуют делать поверхности стальными, ребристыми, шероховатыми, избегать контраста грунта и верхнего слоя. Возможно и полное устранение потенциальных объектов разрушения. Тактика «укрепления мишени» имеет существенные ограничения. Во-первых, ее реализация может оказаться слишком дорогостоящей, так как потребует использования специально созданного оборудования. Во-вторых, изменение дизайна в соответствии с этим способом трудно совместить с эстетическими требованиями, вплоть до того, что эстетика дизайна входит в противоречие с целями организации. В-третьих, укрепление конструкций и деталей может восприниматься как вызов и не снизит, а увеличит вероятность намеренных разрушений и поломок. Если основным мотивом вандализма является поиск острых ощущений, связанных с опасностью и запретностью, то возможность наказания может только усилить такое поведение.

2.

Оперативный ремонт. Как указывалось ранее, появление первых разрушений резко увеличивает вероятность дальнейшей порчи объекта. Поэтому следует быстро устранять дефекты, как естественного происхождения, так и появившиеся по вине человека.

3.

Ограничение доступа. Предлагается ограждать объект от потенциальных разрушителей. Используются замки, ограды, заборы, решетки на окнах. Устраняются деревья, по которым можно забраться в окна здания. Уменьшается количество растительности, затрудняющей обзор и наблюдение за объектами, улучшается освещенность улиц и помещений.

4.

Охрана и наблюдение. Данный способ предусматривает как формальный контроль (сторожа, охранные патрули, сторожевые собаки, дежурства), так и облегчение возможности неформального контроля (прохожие, служащие учреждений).

Практика показывает, что использование помещения школы во внеурочное время снижает вероятность вандализма. Наиболее простое средство защиты – предупреждающие или запрещающие знаки. Но запрещающий знак практически не влияют на количество граффити.

36 стр., 17641 слов

Библейские мотивы и сюжеты в русской литературе ХIХ–XX веков

… выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не … и других библейских книг, созданный великими просветителями Кириллом и Мефодием, появился на Руси, … принадлежат довольно многочисленные прозаические рассуждения на духовные темы: «О молитве», «О внутренней … произведений на русском языке, содержащих размышления о Библии, ее образы и мотивы, чрезвычайно …

Стратегия воздействия на мотивы и установки потенциального разрушителя проявляется в следующих способах:

1.

Задержание, наказание, возмещение ущерба. В качестве наказания могут применяться штрафы, исключение из школы, уголовное преследование.

2

.Отвлечение. Создание специальных досок для надписей, привлечение рисовальщиков для оформления города и мест отдыха молодежи. Важным способом уменьшения количества разрушений является информирование о возможностях альтернативных действий. Так, например, грубые удары по телефону, вызванные раздражением от поломки, можно предотвратить, указав адрес организации, куда можно сообщить о неисправности.

3.

Воспитание. Информировать потенциального вандала относительно стоимости и последствий разрушительных действий. Эти меры способствуют возникновению чувства социальной ответственности. Установлено, что предварительная беседа с группой школьников, в которой разъяснялись правила поведения в парке, уменьшила число нежелательных действий Размещение в библиотеке объявлений, предупреждающих о невозможности замены вырванных страниц. Другое направление подобных программ связано с воспитанием чувства причастности к потенциальным объектам вандализма. Это участие в принятии решений, сотрудничество с администрацией, самостоятельный ремонт зданий школы и игровых площадок.

Исследования эффективности внедряемых программ контроля и снижения вандализма – область слаборазработанная. Ей недостает теоретической обоснованности и методической точности. Оценка эффекта происходит односторонне, не учитываются прямые и косвенные последствия программ. Поэтому исследования их эффективности можно считать одним из приоритетных направлений в изучении вандализма.

-7-

Альтернативное разделение

В литературе встречается классификация, основанная на направленности умысла виновного. По этому признаку выделяют вандализм:

  • Корыстный.
  • Идеологический.
  • Экологический.
  • Антикультурный.
  • Электронно-вычислительный.
  • Из мотивов мести.

Некоторые авторы выделяют отдельные подвиды криминального вандализма:

  • Бытовой.
  • Террористический.
  • Эпатажный.
  • Идеологический.
  • Религиозный.
  • Государственно-чиновничий.

Хулиганство и вандализм

Многие люди считают эти термины синонимами. Между тем каждое из них характеризует определенное поведение, имеющее свои специфические черты.

Вандалы далеко не всегда действуют с целью оскорбить кого-то или выразить протест обществу. Мотивы хулигана, в свою очередь, именно такие. Свои действия он совершает из желания пойти против общества. Он нарушает общепринятые нормы, правопорядок, демонстративно оскорбляет или выражает свое пренебрежение к устоям. Наиболее ярким примером считаются фанаты. Они нападают на людей, разрушают, портят или уничтожают общественное или частное имущество.

Хулиганство и вандализм объединяются тем, что оба нарушают порядок. В первом случае противоправные действия направлены преимущественно на других людей. Вандализм же касается в основном имущества.

Одним из ярких отличий между этими деяниями является форма их совершения. Вандалы, как правило, действуют скрыто. Хулиганские действия, в свою очередь, совершаются открыто – человек демонстративно показывает пренебрежение к другим людям или правилам поведения.

Отличие от хулиганства

Термин «хулиганство» часто путают с вандализмом. Это понятие более широкое, предполагает под собой любое грубое нарушение правопорядка. Объектов хулиганства множество, это:

  • покушение на здоровье индивида;
  • покушение на личностное достоинство;
  • демонстративное нарушение общественного порядка;
  • совершение действий, демонстрирующих неуважение к общественным элементам;
  • показательная порча имущества — личного или общественного.

Главное отличие хулиганства от вандализма в показательности совершаемого действия. Вандал может действовать скрытно. Его цель — разрушение или осквернение предмета, а не другой личности или нанесение физического и психологического урона. Вандализм — одна из разновидностей хулиганства, но хулиганство вандализмом не ограничивается.

Причины вандализма

Проявления такого поведения можно увидеть практически в каждом городе. Взять хотя бы граффити. Но художественные рисунки, не содержащие оскорблений и других запрещенных элементов, вполне можно рассматривать как форму позитивного самовыражения. Что же касается порчи надгробных памятников, фасадов, имущества в общественном транспорте, парках и других публичных местах, то здесь имеет место негативное поведение. Безусловно, должна быть причина для совершения таких действий.

Психологи выделяют разные обстоятельства, которые могут отрицательно повлиять на человека и подтолкнуть его к совершению противоправных действий. К примеру, подростковый вандализм может возникать вследствие:

  • Проблем в семье.
  • Недостаточной развитости позитивных наклонностей и интересов.
  • Стремления к самовыражению любыми доступными способами.
  • Негативного влияния друзей или взрослых. Подростки очень подвержены отрицательному воздействию, вследствие чего у них формируются установки на противоправное поведение.
  • Отсутствия цели в жизни.
  • Нарушения социализации, адаптации в обществе.

Причинами эпатажного вандализма может являться стремление:

  • Самоутвердиться.
  • Противостоять нормам морали и закона потому, что их соблюдают все остальные.

Бытовой вандализм часто становится следствием неприязни к конкретному субъекту. В этом случае гнев и злость виновного направлены не столько на имущество, сколько на его владельца. Достаточно часто противоправные действия совершаются в состоянии опьянения.

В некоторых случаях акты вандализма совершаются с целью скрыть другие преступления, нанести конкретный вред из идеологических соображений (например, противники коммунизма в некоторых зарубежных странах разрушают или портят надгробные памятники советским солдатам). В отдельных случаях причиной противоправных действий является корысть (например, разрушаются чугунные скамейки в парке, чтобы сдать их элементы на металлобазу).

Мотивация

Каждый человек, совершая то или иное действие, чем-то руководствуется. Если говорить о вандализме, то четко определить мотивы преступников достаточно сложно. Каждый виновный руководствуется своими нуждами и потребностями. Между тем считается, что акты вандализма совершаются тогда, когда индивид стремится получить или восстановить контроль над людьми либо ситуацией.

Разные ученые проводят различную классификацию мотивов вандализма. К примеру, С. Коэн выделяет вандализм таких типов:

  • Приобретение. В этом случае человек разрушает одно имущество для завладения другим.
  • Тактика. В такой ситуации индивид совершает акты вандализма для достижения определенной цели.
  • Идеология. В этом случае вандал преследует политическую или социальную цель.
  • Месть. Акты вандализма направлены на причинение вреда субъекту, оскорбившему или обидевшему виновного.
  • Игра. Подростки часто совершают необдуманные действия, считая их игрой.
  • Злость. Вандализм, как выше говорилось, может основываться на личной неприязни к конкретному человеку, зависти, враждебности.

Зачастую противоправные действия совершаются людьми под влиянием идеологической или иной пропаганды. Как правило, такая ситуация имеет место в группах молодых людей, формирующих свою собственную систему правил и стереотипов. В обществе распространено мнение, что подростковый вандализм – нормальное явление. Во многом такой вывод сформировался под влиянием СМИ. Кроме того, существует минимальный возрастной порог ответственности за вандализм по УК. Ст. 214 Кодекса, как и другие уголовные преступления, не распространяется на лиц, не достигших его.

По мнению Д. Кантера, мотивами вандализма являются:

  • Гнев.
  • Эстетическое переживание.
  • Экзистенциальное исследование.
  • Скука.

Факты вандализма указывают на несовершенство социальных структур, ответственных за воспитание нового поколения. Психическое напряжение, проблемы, отсутствие своевременной поддержки являются предпосылками для развития внутренней агрессии. Человек может направить ее как на другого индивида, так и на его имущество.

Распространенные примеры

Чаще всего вандализм проявляется в:

  • Сожжении кнопок, порче стен в лифте.
  • Разрушении скамеек у подъездов и на детских площадках.
  • Нанесении надписей на фасадах административных, общественных, жилых зданий, запрещенных знаков (фашистской символики и пр.).
  • Сбросе памятников с постаментов.
  • Разрезании ножом сидений в автобусе, нанесении нецензурных надписей.
  • Разрушении могил, выкапывании захороненных трупов, уничтожении надгробий.
  • Разбитии фонарей, стекол в сооружениях.
  • Уничтожении церковного имущества.

Вандализм на кладбище

Это особая категория преступлений, требующая пристального внимания правоохранительных структур. Следует сказать, что уголовное законодательство разделяет ответственность за акты вандализма и осквернение мест захоронения.

Родственники умерших приходят на могилы, чтобы почтить их память. Они ухаживают за местом захоронения, ставят цветы, убирают сорняки и мусор. Крайне отрицательное влияние на родственников оказывают действия вандалов, разоряющих могилы, выкапывающих тела, наносящих надписи, оскорбляющие как самих умерших, так и их близких.

Существуют индивиды, которые используют кладбища как места проведения ритуалов и даже жертвоприношений. Сравнительно недавно большой резонанс вызвали действия одной девушки, убивавшей животных на могилах.

Часто акты вандализма на кладбище совершают подростки в состоянии опьянения. Мотивом может быть стремление самоутвердиться среди сверстников, вызвать расположение к себе со стороны взрослых и пр. Преступными признаются действия, связанные с:

  • Нарушением целостности могил. Речь о повреждении надгробий, раскапывании места захоронения, разрушении гроба и пр.
  • Осквернением тела умершего. Есть такое понятие, как некрофилия. Она предполагает совершение насильственных действий с трупом.
  • Нанесением нецензурных надписей и рисунков на памятники, надгробия.

Вандализм как вид отклоняющегося поведения подростков.

Слово «вандализм» произошло от названия древнегерманского племени вандалов, разграбивших в 455 г. Рим и уничтоживших многие памятники античной и христианской культуры. Вандалы отличались особой жестокостью, они не только разрушали святыни и храмы, но старались сделать это особенно унизительным образом (Кесарийский П., 1891). Изобретение термина приписывают члену конвенции Генеральных Штатов аббату Грегуару. В 1794 г. он выступил с «Докладом о разрушениях, творимых вандализмом, и средствах их предотвращения», призывая самым суровым образом пресекать уничтожение памятников искусства. В XIX в. слово «вандализм» вошло в литературный обиход как обозначение разрушения или порчи произведений искусства и памятников архитектуры. Так, в 1846 г. появилась книга графа де Монталамбера, в которой автор осуждал разрушение католических церквей (Скороходова А.С., 1999).

Вандализм — одна из форм разрушительного поведения человека. В последние годы это явление обсуждается в российской печати. В различных периодических изданиях было опубликовано несколько научных работ, посвященных отдельным проявлениям вандализма (Борисов И.Ю., 1995; Руденко В.Н., 1998; Седнев В., 1993; Скороходова А.С., 1998).

В.Даль обращает внимание на несоответствие этого действия моральным нормам, определяя его как «поступок грубый, противный просвещению, образованности» (Даль В., 1955). Большая советская энциклопедия определяет вандализм как «бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей» (БСЭ, 1971). Сходные толкования дают и другие современные отечественные справочники и словари (Советский энциклопедический словарь, 1989; Словарь иностранных слов, 1991), акцентируя внимание на иррациональности поведения разрушителя, а также на наносимом ущербе. В таком смысле понятие вандализма стало распространяться на повседневные проявления хулиганства. Оно стало обозначать порчу общественной, частной, коммунальной собственности, поломки оборудования в учебных заведениях, на транспорте, нанесение рисунков и надписей на стены и т. п.

В российском Уголовном кодексе до 1996 г. такой состав преступления не предусматривался. В новом Уголовном кодексе данное преступление определяется как «осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах» (Комментарий к УК РФ, 1997, С. 485). Юридические определения вандализма в разных странах не совпадают. Кроме того, действия, связанные с разрушением чужого имущества, циничные поступки в отношении святынь и т.п. могут иметь различную юридическую квалификацию. УК РФ содержит несколько статей, связанных с уничтожением или порчей материальных и культурных ценностей и имущества. Помимо «вандализма» это «хулиганство», «надругательство над могилой», «умышленное уничтожение, разрушение или повреждение памятников истории и культуры», «умышленное уничтожение или повреждение имущества».

Говоря о вандализме, исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: от замусоривания парка и вытаптывания газонов до разгромов магазинов во время массовых беспорядков. Трудность в выработке определения состоит также в том, что индивидуальные, групповые и социальные нормы в понимании того, какие именно разрушения имеют деструктивный для общества характер, не совпадают. С. Коэн справедливо пишет: «Мы приходим к неприятному признанию того, что вандализм не является ни точной характеристикой поведения, ни узнаваемой правовой категорией, это ярлык, применяемый к определенным типам поведения при определенных условиях» (Cohen S., 1973, Р. 23). Некоторые виды разрушений в обществе «нормализованы», институционализи-рованы. Коэн перечисляет следующие обстоятельства, при которых разрушения рассматриваются обществом как допустимое или терпимое поведение. Это ритуализм, общественная лояльность по отношению к действиям некоторых социальных групп, игра, привычность некоторых разрушительных действий (Cohen S., 1973).

Несмотря на неизбежные затруднения, все-таки можно выделить основные сущностные элементы вандализма. Так, А. Голдштейн выделяет намеренность, деструктивность и право собственности на разрушенный объект. Исходя из этого, он дает определение: «Вандализм — это намеренный акт разрушения или порчи чужой собственности» (Goldstein A., 1996, Р. 36). Именно преднамеренность разрушения создает главные трудности и разночтения в применении этого понятия. Многие виды ущерба окружающей среде и оборудованию наносятся не столько из-за осознанного желания разрушить, сколько вследствие невнимательности, отсутствия заботы и аккуратности, соображений личного удобства. К числу таких действий относится вытаптывание газонов, замусоривание улиц, грубое обращение с телефонными автоматами и т.п. Отличительной чертой этих поступков является то, что люди не осознают последствий своего поведения, и, следовательно, не ощущают ответственности за них. На практике провести различие между намеренными и ненамеренными разрушениями довольно сложно, так как они имеют одинаковый результат — материальный ущерб и деградацию окружающей среды, а часто и ощутимый моральный вред другим людям. Некоторые исследователи считают описанные виды поведения формой вандализма. Например, Дж. Уайз дает такое определение: «Если кто-то изменяет часть физической среды без согласия на то ее собственника или управляющего, то это вандализм» (Wise J., 1982, Р. 31). Уайз различает «предумышленный» и «случайный» вандализм. Последний представляет собой повреждения из-за использования не по назначению, любопытства, озорства и несовпадения планов проектировщика и желаний пользователя.

Другие авторы применяют понятие «разрушающее поведение» (depreciative behavior) (Stoep G., Gramann J., 1987). Фактически, во многих эмпирических исследованиях намеренные и ненамеренные разрушения не различаются.

В работе А.С.Скороходовой «Вандализм», опубликованной в журнале «Социологические исследования» в 1999 г., освещаются понятие вандализма, степень распространенности и социальные последствия разрушений, социально-психологические характеристики лиц, склонных к разрушениям, мотивы их действий, основные теории вандализма, а также способы его предотвращения и контроля (Скороходова А.С., 1999). Количественные оценки этой социальной проблемы затрудняются из-за ряда обстоятельств. Прежде всего, во всем мире случаи вандализма не полностью учитываются статистикой. Люди, чье имущество пострадало от разрушений, обычно не склонны обращаться в полицию. Даже в странах с развитой системой социальной статистики не существует учета многих форм вандализма, например, в школах. В России такой учет вообще не ведется. Уголовное преследование за вандализм введено недавно, и юридическая практика применения наказания заданное преступление еще не разработана. Кроме того, трудности возникают и в связи с отсутствием однозначного определения вандализма.

А.С.Скороходова приводит в своей статье следующие данные. В США за вандализм ежегодно арестовывается около 200 тыс. человек, среди них 15 тыс. за поджоги. По данным обследования 899 домохозяйств в сельской местности штата Огайо, за год 15,5% хозяйств испытали хотя бы один случай вандализма, более 40% пострадали 2 раза и более. Наиболее частые виды вандализма: разрушения или порча почтовых ящиков молотком или битой; наезд на газоны и посевы; битье стекол домов, гаражей, сараев; пачканье машин краской; порча заборов и фонарей. В Канаде 37% жителей Торонто и 56% жителей пригородов выделяют вандализм как значимую проблему в местах своего проживания. По данным опросов канадских школьников, до 85-92% из них признают за собой совершение разрушений (учитывались и мелкие, такие, как вырезание инициалов на партах). Финансовый ущерб от вандализма огромен. А.Хаубер (1991) сообщает, что ежедневные материальные потери от вандализма в Нидерландах составляют 4 млн. долларов. В 1991 г. убытки Лондонского метро от вандализма составили 20 млн. долларов, французских национальных железных дорог — 14 млн. долларов. В последние десятилетия увеличился ущерб от граффити. По данным американских исследователей, в 1970 г. ущерб, связанный с устранением рисунков и надписей на станциях и в вагонах метро Нью-Йорка, оценивался в 250 тыс. долларов, в 1974 г. — 2 млн. долларов. В 1989 г. округ Лос-Анджелес, города Нью-Йорк и Сан-Франциско потратили на борьбу с этим явлением соответственно 50, 55 и 2 млн. долларов. Согласно Голдштейну, общий ущерб от вандализма в США превышает 1 миллиард долларов. Убытки от вандализма только в американских школах составили в 1969 г. — 100 млн. долларов, а в 1990 г. — 600 млн. долларов (Скороходова А.С., 1999).

В России социальная нестабильность сопровождается увеличением различных форм хулиганства и вандализма. Только в Санкт-Петербурге в 1991 г. убытки из-за регулярных поломок и хищений уличных таксофонов возросли в 4 раза по сравнению с 1989 г. На Московской железной дороге за один только 1992 г. было похищено 12 360 мягких сидений, повреждено 73 800 диванов, с сидений снято 251 тыс. кв. метров обшивки, разбито 49 800 кв. метров стекла.

По некоторым оценкам, в Санкт-Петербурге 30% затрат на ремонт в жилищно-коммунальной сфере приходится на ликвидацию последствий вандализма. Зачастую единичные разрушения незначительны, но, накапливаясь, они приводят к заметному ущербу. Учет косвенных финансовых убытков еще больше увеличит оценки ущерба (Скороходова А.С., 1999).

А.С.Скороходова полагает, что разрушения и поломки существенно меняют воздействие городской среды на эмоциональное состояние личности, и это, по её мнению, относится к одному из наиболее важных социальных последствий вандализма. Известно, что некоторые характеристики окружающей среды ассоциируются у людей с опасностью и нестабильностью. Разбитые стекла, грубые надписи и рисунки, поврежденные телефоны, мусор и т.п. воспринимаются как симптом социальной деградации, признак ослабления социального контроля, что порождает беспокойство, чувство страха и уязвимости. Ощущения беспорядка и упадка, в свою очередь, провоцируют дальнейшие деструктивные действия, увеличивают вероятность новых разрушений. Некоторые исследователи высказывают предположение, что деградация среды меняет идентификацию личности, создавая ассоциации с низким социальным статусом. Люди, чье имущество подверглось разрушениям со стороны вандалов, испытывают повышенный страх оказаться жертвой насильственных преступлений, у них также возникает желание отомстить и усиливается подозрительность и враждебность по отношению к молодежи в целом. Некоторые виды вандализма (например, порча культурных символов, надписи, содержащие агрессивные высказывания в адрес отдельных национальных групп) могут провоцировать социальные конфликты. Наиболее важным социальным последствием вандализма является то, что усвоенные модели деструктивного поведения в дальнейшем повторяются в усиленной форме. Это значит, что вандализм потенциально содержит опасность разнообразных, в том числе более тяжелых форм агрессивного поведения личности в будущем (Скороходова А.С., 1999).

Вандализм – преимущественно подростковый феномен. Во многих исследованиях отмечается тот факт, что к вандализму склонны, прежде всего, мальчики-подростки и юноши. Однако, хотя в исследовании вандализма среди школьников, проведенном П.Ричардс, взаимосвязь между полом и крупными формами вандализма (битье стекол, порча школьной мебели и т.д.) была подтверждена, она оказалась не очень сильной (Richards P., 1979). К.Тайгарт в аналогичном исследовании не обнаружил зависимости сообщаемого нанесенного ущерба от пола (Tygart C., 1988). В отношении же мелких форм вандализма можно довольно уверенно утверждать, что они распространены среди девочек не меньше, чем среди мальчиков. По некоторым данным, девочки даже чаще мальчиков сообщают о том, что совершали мелкие разрушения и порчу школьного оборудования (Скороходова А.С., 1998). При оценке половых различий в подростковом вандализме следует учитывать различную структуру возможностей мальчиков и девочек. Крупные формы разрушений, о которых чаще сообщают мальчики, обычно происходят поздно вечером, когда подростки гуляют по улицам. Возможно, что родители разрешают поздно гулять скорее сыновьям, чем дочерям. Это обстоятельство может вызвать некоторое преувеличение указанных различий (Richards P., 1979). По данным выборочных обследований подростков, пик вандализма приходится на 11-13 лет. Затем доля вандализма в структуре правонарушений резко падает. По данным Ле Блана, разрушения имущества чаще всего совершаются импульсивно, под влиянием ситуации. В 66% случаев акт вандализма не подготавливался, при этом в 65% случаев подростки применяли какие-либо орудия разрушения. Хотя 18-20% сообщили, что нервничали во время и после акта вандализма, в котором они участвовали, в целом разрушение признается развлекательным времяпрепровождением (Le Blanc M., Freshette M., 1988). Вандалы, как правило, совершают разрушения там, где сами и живут. Важная характеристика подросткового вандализма — присутствие сообщников. Их обычно 3-4, они того же возраста или отличаются по возрасту не более чем на 1-2 года. Вандализм занимает заметное место в структуре криминальной активности подростков 13-17 лет. Вандализму сопутствуют и другие, часто более серьезные правонарушения. По данным Д.Эллиота, 53% вандалов совершили, по меньшей мере, 3 правонарушения из разряда более тяжелых (Elliott D. et al., 1988). Л.Шэннон провел ретроспективный анализ подросткового вандализма в преступной карьере. По данным его исследования, те, кто задерживался полицией за вандализм в возрасте от 6 до 17 лет, к 21 году имели более серьезную преступную карьеру (Shannon L.W., 1983).

В общественном сознании существует определенный стереотип подростка-вандала. Разрушитель предстает примитивным существом с отклонениями в умственном и психическом развитии. Эти характеристики ассоциируются с низким социальным статусом семьи. Данные исследований не подтверждают этот образ. Исследования не выявили корреляции между склонностью к вандализму у подростков и их принадлежностью к определенному социальному классу, расой, национальностью. В исследовании вандализма среди старших школьников Тайгарт (1988) даже обнаружил слабую положительную корреляцию с социальным статусом. По результатам лонгитюдного выборочного обследования подростков-правонарушителей, наличие эмоциональных проблем в целом не влияет на уровень вандализма. В исследованиях вандализма среди школьников было обнаружено, что подростки-вандалы не отличаются по характеристикам личностной дезадаптации от остальных. В частности, они не отличались по степени оптимизма-пессимизма, уровню самоуважения; их самоощущение было не хуже, чем у остальных школьников. Подростки-вандалы обладают примерно таким же уровнем интеллекта, как их сверстники, однако успевают в школе гораздо хуже. Именно успеваемость, в отличие от социального класса, является тем фактором, который предсказывает делинквентность подростка, в том числе и вандализм. Во многих американских школах существует система, при которой учащиеся распределяются по учебным группам соответственно успеваемости. Тайгарт (1988) обнаружил, что помещение ученика в худший класс является сильным фактором стимуляции вандализма. Другим важным фактором вандализма является конфликт с родителями или школьными учителями,

а также наличие друзей, которые часто разрушают и ломают что-нибудь. Исследование А. Хаубера (1991), опросившего 500 подростков 12-18 лет, задержанных полицией за вандализм, показало, что большинство «злостных» вандалов находятся в кризисной жизненной ситуации. Для 58% из них были одновременно справедливы следующие характеристики: ими не интересуются родители, они плохо успевают в школе и их друзья также являются «трудными подростками». Только 4% «злостных» вандалов не имели ни одной из упомянутых характеристик. Подростки-вандалы более негативно относились к школе, чаще прогуливали занятия, больше предпочитали находиться вне дома, обычно вместе с друзьями. Их родители чаще не знали, где их дети проводят вечера. 96% подростков-вандалов регулярно употребляли алкоголь или различные наркотики, 48% употребляли и алкоголь, и наркотики. Эмпирические исследования вандализма среди школьников показали, что успехи в школе являются фактором, снижающим вероятность вандализма среди подростков, имеющих другие неблагоприятные факторы (Скороходова А.С., 1999).

В общественном сознании вандализм часто предстает бесцельным, бессмысленным, немотивированным поведением. Выявление мотивов вандализма стало одной из главных задач социальных исследователей. А.С.Скороходова приводит две классификации типов доминирующей мотивации вандализма: С.Коэна и Д.Кантера.

В зависимости от доминирующего мотива разрушения С.Коэн выделяет шесть типов вандализма.

1. Вандализм как способ приобретения

. Основной мотив разрушения составляет материальная выгода. Эта форма вандализма по сути является разновидностью кражи. Примеры подобных явлений легко найти в современной российской действительности. Известно, что большой вред наносится всякому оборудованию, содержащему цветные металлы. Снимаются дверные ручки, мемориальные доски, детали приборов и устройств. Широко распространена эта разновидность вандализма на кладбищах, когда крадут цветы, венки, золото надписей.

2. Тактический вандализм.

Разрушение используется как средство для достижения других целей. Например, чтобы не допустить снижения цен, уничтожаются целые партии товара.

3. Идеологический вандализм

. Этот вид похож на предыдущий, и их иногда объединяют. Об идеологическом вандализме говорят, когда разрушитель преследует социальные или политические цели. Объект разрушения имеет ярко выраженный символический смысл. Он может обозначать тип власти, социальные институты, какую-либо социальную или национальную группу. Социальные революции и катаклизмы обычно сопровождаются усилением этой разновидности вандализма. Разрушения памятников архитектуры во время Великой Французской революции носило антимонархический, антифеодальный и антикатолический характер. Именно эти символы уничтожались особенно интенсивно. Так была разрушена Бастилия, бывшая символом королевского суда. На королевском кладбище Сен-Дени за 3 дня был уничтожен 51 памятник. Всего же за 1789-1800 гг. во Франции были разрушены 168 памятников искусства и архитектуры. Хорошо известно, сколь интенсивно уничтожались символы предшествующего строя и в революционной России. Например, за период с 1917 г. разрушено 25-30 тыс. церквей и соборов, около 500 монастырей, уничтожено не менее 20 млн. икон, около 400 тыс. колоколов.

4. Вандализм как мщение.

Разрушение происходит в ответ на обиду или оскорбление. Особенность этой разновидности состоит в том, что разрушение имущества представляет собой отложенный ответ на действие противной стороны и совершается анонимно. Обида может быть воображаемой, а объект разрушения может быть лишь косвенно или символически связан с первичным источником враждебности. Такая форма мщения привлекательна тем, что эмоционально эффективна, но позволяет избежать личного столкновения. Кроме того, объект мести не всегда достижим. Отмечается, что такая форма мести к тому же «часто безопасна, обычно надежна и всегда сладка» (Cohen S., 1973, Р. 45). Некоторые исследователи трактуют все разновидности вандализма как месть, то есть ответную агрессию.

5. Вандализм как игра

. Это распространенная разновидность детского и подросткового вандализма. Разрушение рассматривается, как возможность поднять статус в группе сверстников за счет проявления силы, ловкости, смелости. Такое времяпрепровождение часто имеет характер соревнования.

6. Злобный вандализм

. Злобный вандализм представляет собой акты, вызванные чувствами враждебности, зависти, неприязни к другим людям и удовольствия от причинения вреда. При этом объект не столь специфичен, как в случае мстительного вандализма. Например, в 1977 г. некий мужчина облил кислотой 23 художественных полотна, среди которых были произведения классической живописи. Свой поступок он объяснил так: «Мне нужно было уничтожить то, что дорого другим» (Cordess C., Turcan M., 1993, Р. 96). Еще более зримо передано настроение, сопровождающее подобные акты разрушения, в романе Ф. Сологуба «Мелкий бес», для героев которого получение удовольствия путем причинения зла другим людям является составляющей повседневной жизни. В одном из эпизодов романа описывается, как они выплескивают остатки кофе на обои, а потом начинают колотить ногами по стенам комнаты, стараясь их запачкать. Тем самым они надеются навредить квартирной хозяйке, которая ничего плохого им не сделала. «Мы всегда, когда едим, пакостим стены, — говорит герой Сологуба, — пусть помнит… И все трое, стоя перед стеною, плевали на неё, рвали обои и колотили их сапогами. Потом, усталые и довольные, отошли» (Сологуб Ф., 2000, С. 22).

Другая классификация мотивов вандализма представлена Д.Кантером (1983). Кроме уже рассмотренных мотивов мести и приобретения, Кантер называет следующие причины:

Гнев

. Разрушительные действия объясняются чувством досады, переживанием неспособности достигнуть чего-либо и могут быть попыткой справиться со стрессом.

Скука

. Причиной подросткового вандализма часто является желание развлечься.

Строго говоря, скука не является мотивом. Как замечают некоторые отечественные исследователи, состояние скуки является тем психологическим фоном, на котором происходят многие правонарушения молодежи, в том числе и вандализм. Мотивом выступает поиск новых впечатлений, острых ощущений, связанных с запретностью и опасностью. Важную роль в формировании такого поведения играют субкультурные полоролевые стереотипы. Особое значение имеет представление о маскулинности как способности испытывать сильные эмоции, открыто их проявлять, действовать быстро, не думая (Борисов И.Ю., 1995).

Исследование

. В этом случае целью разрушения является познание. В частности, причиной разрушений, совершаемых детьми, бывает любопытство, желание понять, как работает система. Это касается не только физических объектов, но и социальных. Разрушение является способом проверить границы допустимого, установить, насколько сильны общественные нормы и авторитет взрослых.

Эстетическое переживание

. Наблюдение физического процесса разрушения создает новые визуальные структуры, сопровождается звуками, которые кажутся приятными. Более подробно этот аспект разрушения мы рассмотрим ниже.

Экзистенциальное исследование

. Расшифровывая этот мотив, Кантер поясняет, что вандализм может выступать как средство самоутверждения, исследования возможности своего влияния на общество, привлечения внимания к себе (Скороходова А.С., 1999).

Пожалуй, наиболее древним примером акта вандализма подобного рода, полагает А.С.Скороходова, является поступок Герострата, который сжег храм ради личной славы. Как отмечают исследователи вандализма в искусстве, «причудливое» стремление к привлечению внимания часто является мотивом порчи крупных произведений живописи (Cordess C., Turcan M., 1993). Как правило, разрушители такого типа не пытаются избежать ареста и стараются сделать из своего поступка публичное событие. Так недавно поступил российский художник А.Бренер, который вывел баллончиком с зеленой краской знак доллара на всемирно известной картине Казимира Малевича «Супрематизм. 1921-1927», находившейся в музее современного искусства Амстердама. «Я террорист в искусстве, хотел обратить внимание на положение художников в мире и лично на себя», — объяснил он свой поступок (Меликьянц Г., 1995).

В своей статье «Вандализм» А.С.Скороходова описывает так называемую «эстетическую теорию вандализма». В.Оллен и Д.Гринбергер рассматривают вандализм с позиций теории возбуждения, а также экспериментальной эстетики. Эстетическая теория изучает внутренние психологические процессы, присущие самому акту разрушения. Вандализм трактуется как процесс, доставляющий удовольствие. Авторы опираются на тезис, что гедонистическая ценность стимула определяется его способностью вызывать возбуждение. Оллен и Гринбергер предположили, что удовольствие, получаемое в процессе разрушения, производится теми же самыми стимулами, которые сопровождают любые эстетические переживания Трансформация материала в новую структуру активизирует одинаковый базисный ряд психологических процессов и в творческом, и в разрушительном действии. Установлено, что степень удовольствия, в свою очередь, зависит от нескольких структурных характеристик стимула, таких как новизна, сложность, неожиданность. Визуальные стимулы, обладающие именно такими характеристиками, являются обязательными компонентами эстетики современной массовой культуры (например, фильмов-катастроф). Некоторые представители авангарда ХХ века демонстрировали буквальное понимание этих принципов, выставляя в качестве произведений искусства смятые машины, разбитые рояли. В серии остроумных экспериментов Оллен и Гринбергер показали, что удовольствие, ожидаемое от разрушения объекта, действительно зависит от того, насколько характер разрушения удовлетворяет указанным свойствам стимула. В первом эксперименте изучалось влияние сложности стимула на вызываемое им стремление к разрушению. Испытуемым показывался фильм, демонстрирующий, как разбиваются куски стекла. Стекла были подобраны различной толщины и прочности и, разбиваясь по-разному, представляли собой объекты различной степени сложности. Испытуемых просили указать, насколько сильно им самим хотелось бы разбить каждый из экспериментальных стимулов. Было обнаружено, что предпочтение в разрушении стимула оказалось прямо связанным с оцененной сложностью структуры, которая образуется в результате его разбивания. Во втором эксперименте изучалось воздействие неожиданности разрушения. На этот раз испытуемые смотрели два фильма, изображавшие разбивание четырех кусков стекла одинаковой сложности. При этом в одном фильме все они разбивались с первого раза, а в другом четвертая стеклянная панель разбивалась только с третьего раза. Тем самым нарушались сложившиеся ожидания испытуемых. Именно эта панель была оценена как наиболее понравившаяся. В лабораторных исследованиях подтвердилась и роль новизны стимула. Кроме экспериментов, Оллен и Гринбергер провели интервьюирование 129 молодых людей 18-20 лет: респондентов просили вспомнить реальные эпизоды разрушения каких-либо материальных объектов. Особое внимание обращалось на характеристики объекта и самого процесса разрушения. Исследование показало, что удовольствие, полученное во время разрушения, положительно связано с оцененной сложностью и интересностью объекта. Оказалось, например, что стекло разрушать приятнее, чем дерево. Эстетическая теория проясняет аффективный компонент вандализма и обнаруживает те средовые факторы, которые могут усиливать разрушительное поведение и способствовать его повторению. Авторы отмечают, что необходимы исследования воздействий различных эмоциональных состояний (фрустрации, гнева, скуки) на эстетическое переживание акта разрушения, а также прояснение влияния личностных характеристик на гедонистическую ценность вандализма (Allen V., Greenberger D., 1978-1983)

В другой серии исследований В. Оллен и Д. Гринбергер изучали когнитивный компонент вандализма. Они предположили, что разрушительное поведение является попыткой личности восстановить нарушенное ощущение контроля над ситуацией и средой. Согласно этой концепции, индивиды, имеющие пониженный уровень субъективного контроля, прибегают к разрушению объектов физической среды для его восстановления. В серии лабораторных экспериментов Оллен и Гринбергер показали, что разрушение предметов действительно повышает у субъекта ощущение контроля над средой. Другие исследования косвенным образом подтверждают теоретическое положение данной модели разрушительного поведения, известной как «модель субъективного контроля». М. Шварц и Дж. Довидио (1984), изучая связь личностных характеристик с нанесением надписей и рисунков на стены, использовали сходную характеристику локуса контроля, то есть степень, в какой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую изнутри посредством собственных усилий (интерналы) или управляемую внешними силами (экстерналы). Они обнаружили, что те, кому свойственно оставлять надписи, чаще имеют экстернальный локус контроля, нежели те, кто не рисовал на стенах и партах. По П.Ричардсу, школьники с ощущением меньшей самоэффективности несколько чаще других сообщают о разрушении школьной и внешкольной собственности (Скороходова А.С., 1999).

Дж. Фишер и Р.Бэрон (1982-1988) в качестве теоретической концепции вандализма как разновидности девиантного поведения молодёжи и подростков, разработали «модель взаимодействия субъективной несправедливости и уровня контроля». Бэрон и Фишер полагают, что глубинным мотивом вандализма является восстановление справедливости. Источниками несправедливости могут быть дисбаланс вклада и отдачи при экономическом обмене, дискриминирующие и нечестные правила и процедуры, некоторые состояния физической среды (например, неисправность телефонного аппарата). Разрушение предметов выступает как ответное нарушение правил, а именно правила неприкосновенности собственности. В сущности, данная концепция трактует вандализм как месть за реальное или воображаемое нарушение правил. Бэрон и Фишер полагают, что разрушение предметов как способ справиться с несправедливостью, возникает при низких или умеренных значениях уровня контроля личности. Индивиды с высоким уровнем контроля, скорее всего, предпринимают социально приемлемые, хотя и требующие больших психологических затрат, способы восстановления объективной справедливости обменов и отношений. Крайне низкий уровень контроля проявляется в беспомощности, депрессии и апатии. Именно индивиды с низким или умеренным уровнем контроля вероятнее всего могут использовать разрушение вещей как немедленный, легкий, анонимный способ достижения справедливости, добиваясь тем самым ее кратковременного «психологического» восстановления. Индивиды с относительно высоким уровнем контроля более избирательны в выборе мишеней для разрушения. В этом случае разрушительное поведение принимает инструментальную форму и выражается в тактическом и корыстном вандализме. При более низких уровнях контроля вероятен мстительный или злобный вандализм. Разрушения принимают форму внешне бессмысленных, рассредоточенных деструктивных действий (Скороходова А.С., 1999).

Э. Роос (1988) связывает увеличение проявлений вандализма с изменениями в одной из важнейших подсистем традиционной системы ценностей. Он полагает, что рост подросткового вандализма в большинстве западных стран вызван глобальными изменениями в сфере трудовой этики. На смену протестантской этике, которая утверждала, что человек обретает свою сущность в самоотверженном труде, пришла инструментальная этика, провозглашающая главной ценностью отдых и связанные с ним удовольствия и развлечения. Труд рассматривается только как средство, целью же является досуг. Результатом кризиса пуританской этики стало распространение гедонистических ценностей. Замечено, что главным мотивом подросткового вандализма является именно гедонизм. Все предметы, символизирующие мир взрослых — здания, сооружения и т.п., — воспринимаются как препятствия при получении удовольствий от жизни. Поэтому, как полагает Роос, акты вандализма следует понимать как разрушение источников запретов (Скороходова А.С., 1999).

Вандализм влечет за собой серьезные финансовые, материальные и социальные издержки. Существует множество стратегий борьбы с этим явлением и его предотвращения. В частности, стратегия «отвлечения» направлена на перенесение возможных деструктивных действий в просоциальное русло: например, создание специальных досок для надписей, привлечение рисовальщиков для оформления города и мест отдыха молодежи. Некоторые исследователи полагают, что снизить ущерб помогает более четкая локализация пространства для детских игр. Но, несмотря на выраженный интерес к данной проблеме среди социальных психологов и социологов, крупных теоретических достижений здесь не наблюдается. Обычно вандализм рассматривается как разновидность подростковой деликвентности. Этот подход не объясняет всех форм данного явления. Создание целостного образа данного феномена требует более широких обобщений и междисциплинарных исследований. Усиление вандализма обычно рассматривается как симптом кризиса нравственности. Конкретные морально-психологические механизмы совершения разрушений и та особая структура этических представлений личности, которая к ним приводит, могли бы стать предметом эмпирического изучения, полагает А.С.Скороходова (Скороходова А.С., 1999).

Наказание

В соответствии со ст. 214 УК РФ, виновным в вандализме может быть назначено одно из наказаний:

  • Денежное взыскание до 40 тыс. р. или равное доходам осужденного за 3 мес.
  • До 3-х мес. ареста.
  • 120-180 ч. обязательных или до 1 г. исправительных работ.

Наказание может быть ужесточено, если действия субъекта обусловлены расовыми, политическими, идеологическими, национальными, религиозными мотивами, ненавистью к определенной социальной группе.

Вандализм как социальная проблема

Законодатель неслучайно отграничил вандализм от прочих противоправных действий. Объективный аспект этого преступления состоит не только в нарушении этических и законодательных норм, но и в причинении существенного материального ущерба.

Актуальность проблемы вандализма в последние несколько лет очень возросла. Это связано с тем, что некоторые неформальные группировки пропагандируют агрессивные формы протеста. Под такое влияние попадает, в первую очередь, молодежь.

Причины массовых всплесков противоправных действий кроются в недостаточной профилактике. Вандализм – социальная проблема, решать которую необходимо совместно с государством.

Большинство юристов сходятся во мнении, что наказание, предусмотренное ст. 214 УК РФ, недостаточно строгое и не соответствует ни характеру преступления, ни тяжести последствий. Исследователи полагают, что санкции за вандализм необходимо ужесточить. Ведь такие акты не только нарушают общественный порядок, но и причиняют зачастую существенный имущественный ущерб. На восстановление внешнего вида зданий и сооружений, памятников, садово-паркового инвентаря, имущества, общественных транспортных средств необходимы большие суммы денег. Специалисты полагают, что возмещение этих затрат должно возлагаться на осужденных. Штраф, предусмотренный в УК за вандализм (около 40 тыс. руб.), не покрывает этих расходов.

Юристы предлагают изменить категорию преступления. В настоящее время вандализм признается деянием небольшой или средней тяжести (в зависимости от наличия квалифицирующих признаков). Юристы считают, что эта категоризация не соответствует степени опасности деяния.

Виды вандализма

Виды порчи имущества можно классифицировать по объектам, которые разрушает или оскверняет вандал. Классификация следующая:

  • осквернение могил, вандализм на кладбище;
  • сжигание церквей, икон, религиозных объектов;
  • повреждение памятников и объектов культуры;
  • реставрационный вандализм (неумышленный, произошедший при реставрации объекта культуры и искусства);
  • граффити с антиобщественным содержанием;
  • теггинг и бомбинг (подвиды граффити);
  • сожжение книг.

Объект вандализма должен нести общественную или культурную ценность. Если вы испортили личную вещь другого человека — это хулиганское действие, направленное на индивидуума, а не на общество. Вы руководствуетесь стремлением нанести ущерб личности, не непосредственному объекту.

Другие квалифицирующие признаки определяет мотивация. Ученый С.Коэн выделяет следующие мотивационные разновидности:

  • Приобретение.
  • Идеология.
  • Мщение.
  • Игра.
  • Злость, гнев.
  • Тактический.

Главное отличие вандализма от административного проступка в глобальности и мотивации. В зависимости от серьезности вандального акта назначается наказание.

Ссылка на основную публикацию
Похожее